Что ожидает Москву от летнего нашествия трудящихся из СНГ
Каждый год с приходом лета в Москве начинается безудержная "дружба народов" - граждане Украины, Молдавии, Белоруссии, Таджикистана и других братских республик снова воссоединяются с россиянами, словно СССР никогда и не распадался.
Повод для воссоединения - начало сезона трудовой миграции. Приезжие ремонтируют квартиры и строят дачи, чтобы осенью уехать домой с солидным, по их меркам, заработком, москвичи выступают в роли работодателей. Наплыв приезжей рабсилы превратился в обыденный факт столичной жизни - плюсы и минусы этого явления стали темой очередного приложения "Москва - столица единой России".
Экономический рост минус налоги
Летнее нашествие трудящихся из СНГ - лишь видимое проявление процессов миграции, давно принявших в Москве системный характер. По данным Управления ГУВД Москвы по делам миграции, в прошлом году столичная милиция оформила более 52 тыс. официальных разрешений на работу для иностранных граждан. При этом на одного законного трудового мигранта приходится 15-20 незаконных. Таким образом, ежегодно в городе живет и трудится около миллиона граждан из ближнего зарубежья - при этом собственное работоспособное население столицы составляет около 5 миллионов.
Значимость мигрантов для экономики не подвергается сомнению - выполняя самую грязную, тяжелую и низкооплачиваемую работу, они так или иначе способствуют экономическому росту. Это является безусловным плюсом, который, впрочем, сопровождается столь же значительными минусами.
В какой-то степени трудовая миграция поддерживает уровень безработицы среди коренного городского населения - готовые работать за очень маленькие деньги мигранты своим "демпинговым" поведением способствуют сохранению низкого порога зарплаты: зачем ее повышать и нанимать москвичей, если можно набрать бессловесных и работящих приезжих? Кроме того, наплыв мигрантов дает высокий прирост теневого сектора экономики, отчего казна теряет налоги.
Так, пошлина, которую должен заплатить иностранец за разрешение работать в Москве, составляет 4 тысячи рублей. Прибавим проплывшие мимо городского кошелька налоги, которых при годовом доходе одного гастарбайтера всего 2 тысячи долларов набегает более 6 тыс. рублей с души, и гипотетический урон бюджета от существования незарегистрированного миллионного трудового фронта обретет смысл. Плюс не такие крупные, но зато вполне реальные убытки вроде 7 млн. рублей, потраченных городом только в прошлом году на выдворение нелегалов.
Не все нелегалы одинаково опасны
Если экономические последствия трудовой миграции можно просчитать, то влияние этого явления на криминогенную ситуацию и безопасность мегаполиса оценить гораздо сложнее. Главным видом преступлений, который мигранты совершают в массовом порядке, являются экономические - например, вывоз наличных денег в больших размерах и другие незаконные финансовые операции, связанные с попыткой переправить на родину заработанное в Москве. По данным МВД, ежегодно мигранты вывозят из России 13-15 млрд. долларов.
Впрочем, свой вклад в статистику бытовой преступности иностранные граждане, приехавшие на заработки в столицу, также вносят - официальной статистики, сколько именно преступлений на совести нелегальных мигрантов, не ведется. Однако, по данным МВД, до 40% всех преступлений в Москве совершается иностранцами. При этом общее соотношение правонарушений (разбоев, краж, подделок документов), совершенных гражданами, приехавшими в Москву из ближнего и дальнего зарубежья, и гражданами, приехавшими из других регионов России, составляет примерно 35 и 65%. Кстати, общий удельный вес преступлений, связанных с иностранными гражданами и лицами без гражданства, составляет всего 3.1%.
Безусловным минусом, не требующим статистического подтверждения, может считаться ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки в местах массового скопления мигрантов - антисанитария и отсутствие элементарных удобств в мигрантском быту считаются почти само собой разумеющимися.
Добрее надо быть
Влияние потока мигрантов на социально-культурный климат мегаполиса оценить еще сложнее, чем экономические и социальные последствия. С одной стороны, концентрация в одном месте большого количества приезжих, приносящих с собой незнакомый и непривычный уклад жизни, нередко приводит к столкновениям на бытовом уровне. В этом смысле миграция служит детонатором этнических и социальных конфликтов. С другой стороны, внедрение иной культурной традиции обогащает среду, делая ее разнообразнее. Здесь многое зависит от позиции власти и мер, принимаемых ею: их главной целью должно быть создание условий для ассимиляции мигрантов, а также толерантности и взаимного уважения традиций как со стороны коренного населения, так и со стороны приезжих.
Сезон 2006 года обещает быть переломным в отношении власти к мигрантам - об этом на пресс-конференции "Сезон трудовой миграции-2006" сообщила начальник управления Федеральной миграционной службы Наталья Власова.
В прошлом году служба провела "мини-амнистию" - к работодателям, нанимавшим нелегалов, приезжали сотрудники налоговой инспекции и Роструда и предлагали на месте оформить все необходимые для легальной работы документы. В ходе операции, в которой участвовали 400 предприятий из 10 регионов РФ, были легализованы 7.4 тысячи мигрантов. Вдохновленные успехом, сотрудники службы собираются значительно расширить эксперимент. Это значит, что нелегальная миграция может постепенно превратиться в легальную - и этот процесс способен снять большую часть минусов, связанных с наплывом трудящихся из стран ближнего зарубежья.
Совет федералам
Сегодня регулирование миграции отдано на откуп федеральным структурам, которые, кстати сказать, пережили уже четыре реорганизации: сейчас Миграционную службу России лихорадит от очередной перестройки.
На словах все понимают, что миграционная политика не должна быть единой для Красноярского края с его необъятными просторами и невеликим населением и российской столицы с ее плотностью населения 12 тыс. человек на один квадратный километр.
Или власти просто ждут, что по этому показателю Москва скоро сравняется с малонаселенными районами Сибири?
|