Покупатели перестают брать кредиты в магазинах
В первом полугодии этого года в Москве впервые снизилась доля бытовой электроники, купленной с использованием потребительских кредитов.
Ритейлеры объясняют это ростом популярности кредитных карт и увеличением доходов населения, а банкиры говорят, что спрос на такие кредиты смещается в регионы.
О грядущем спаде объемов потребительских кредитов в сетях по продаже электроники ритейлеры заговорили около года назад. Тогда продажи крупной бытовой техники упали на 10% вместо прогнозировавшегося роста на 15%. Представители сетей объясняли это насыщением спроса на рынке: большая часть потребителей уже купили технику в кредит, а "вешать" на себя еще один позволить себе не могут.
Прогнозы экспертов сбылись: по итогам первого полугодия этого года доля потребкредитов в продажах "электронных" сетей начала снижаться. Так, в сети "Техносила" доля таких покупок снизилась с 36% до 31% (здесь и далее- по сравнению с первым полугодием 2005 года), в "М. Видео" - с 30% до 23%, в сети "Эксперт" - с 50% до 40%.
Доля потребкредитования в торговых точках действительно снижается, эта тенденция плавно перетекает из Москвы в регионы, соглашается аналитик "Рус-рейтинга" Виктория Белозерова. По ее данным, у Хоум кредит энд Финанс банка (ХКФ-банк) за полгода объемы таких кредитов снизились на 40%, а у "Русского стандарта" - на 70%.
Ритейлеры объясняют снижение популярности потребкредитов сразу несколькими причинами. "Бум кредитования пришелся на 2004 год, тогда люди все купили, а сейчас возвращают кредиты. Еще одна причина: рост доходов населения, ведь покупка дорогостоящих вещей часто является вложением денежных средств. Еще три года назад таким вложением была покупка электроники, а сейчас появилась возможность вкладывать средства в другие вещи, автомобили и недвижимость, например. С середины прошлого года на рынке активно продвигаются автокредитование и ипотечное кредитование",- перечисляет пресс-секретарь "Техносилы" Надежда Сенюк.
Генеральный директор сети "Эксперт" Кирилл Новиков добавляет еще две причины: банки стали более внимательно относиться к своим заемщикам, также на снижение объемов потребкредитов в этом секторе повлиял рост популярности кредитных карт.
Он прогнозирует, что в будущем доля потребкредитов в общем объеме продаж "Эксперта" может снизиться еще на 5%. Надежда Сенюк отмечает, что снижение популярности потребкредитования привело и к некоторой стагнации рынка электроники и бытовой техники: "Сейчас растут лишь продажи цифровой техники, жидкокристаллических и плазменных телевизоров".
Снижение объемов потребкредитования может серьезно сказаться на доходах розничных банков, ведь за счет этого направления они получают немалые доходы. Среднерыночная реальная ставка по потребкредитам варьируется от 40% до 60% годовых, Так, у "Русского стандарта", активно кредитующего в торговых точках, в 2005 году эффективная процентная ставка по потребкредитам находилась на уровне 55,1%, у его основного конкурента ХКФ-банка - около 40%. Правда, и риски невозврата кредита на этом рынке, особенно в сегменте кредитования в торговых точках, очень велики. На 1 июля уровень просроченной задолженности у ХКФ-банка был на уровне 28%, он может отражать средний уровень просрочки по всему рынку, говорит Виктория Белозерова.
В ХКФ-банке говорят, что снижение объемов кредитования в торговых точках связано именно с более осторожным подходом к заемщику. "Нас больше интересует качество кредитного портфеля, а не объемы кредитования",- заверили в банке.
Чтобы не потерять определенную часть дохода, банки заменяют этот вид кредитования другими продуктами, в частности, кредитными картами, полагаясь на то, что в этом сегменте риски невозврата будут меньше, отмечает Белозерова.
"Спад потребкредитования в торговых точках можно объяснить перетеканием клиентов в отделения банков, где они могут получить нецелевой кредит и уже с ним прийти в магазин",- добавляет заместитель председателя правления Импэксбанка Эльмира Тихонычева. При этом, по ее словам, в регионах снижение доли потребкредитования в торговых точках пока не наблюдается.
Региональные ритейлеры также отмечают, что доля товаров, купленных в кредит, снижается, но не так существенно, как в Москве. Генеральный директор екатеринбургской сети "Норд?BB Илья Барзенков говорит, что в 2006 году доля снизилась на 1-2%, до "примерно 20-25%".
|