Роковые судьбы 6-ти женщин Адольфа Гитлера
Вслед за мемуарами секретарши Адольфа Гитлера Траудль Юнге, послужившими основой знаменитого фильма Оливера Хиршбигеля "Бункер", вышла книга немецкого историка и публициста Гвидо Кноппа о шести знаменитых женщинах - современницах фюрера.
Еве Браун, Магде Геббельс, Лени Рифеншталь, Винифред Вагнер, Царе Леандр и Марлен Дитрих.
Уже само название книги "Женщины Гитлера и Марлен" можно интерпретировать двояко: скандально - предположить, что речь пойдет об общих любовницах, что, учитывая бисексуальность Дитрих, гипотетически возможно, или как противопоставление Марлен Дитрих всем остальным заметным представительницам слабого пола, имевшим отношение к главе Третьего рейха.
Внимание известного в Германии историка Гвидо Кноппа привлекли шесть фигур, потому что, по его мнению, "за исключением сферы военных действий, женщины продвигали карьеру фюрера наравне с мужчинами, голосовали за него, поддерживали, на многое закрывали глаза и подчас куда громче кричали "Хайль!".
Первой в списке идет Ева Браун - верная подруга на протяжении 16 лет. Ей было 17, когда Гитлер встретил ее в фотоателье Генриха Хофманна. Она мечтала стать его женой, а он говорил про нее "для любви я держу в Мюнхене девушку". Она то гордилась тем, что "возлюбленная самого великого мужчины Германии и мира", то "считала себя пленницей в золотой клетке". Браун два раза пыталась покончить с собой. Госпожой Гитлер она стала только перед своей третьей - удачной - попыткой самоубийства. Когда она приняла цианистый калий, а Гитлер выстрелил себе в висок 30 апреля 1945 года.
Следующая глава посвящена Магде Геббельс. Ее Кнопп называет соратницей Гитлера - символ "коричневой эпохи", неофициальная "первая леди" гитлеровского рейха, образец женщины и матери. Идеально сложенная блондинка, мать семерых детей, терпевшая ради власти, славы и денег бесконечные измены мужа. Когда в отношениях с другими женщинами он заходил слишком далеко, Магда воздействовала на него через Гитлера. Независимая и европейски образованная, она тем не менее пожертвовала детьми ради собственных убеждений.
Про автора "Триумфа воли" Лени Рифеншталь Кнопп пишет, именно ее фильмы "превратили парвеню из нижней Австрии в могущественного спасителя нации" и "совратили целое поколение". Впрочем, сама она говорила, что снимала фильм лишь про красоту человеческого тела. Согласно мемуарам Рифеншталь, на которые ссылается Кнопп, они с Гитлером чуть было не стали любовниками: "В тот вечер я почувствовала, что Гитлер желает меня как женщину". "Я не могу любить женщину, пока не выполню свое дело", - якобы сказал ей Гитлер.
Музой Гитлера Кнопп считает Винифред Вагнер, невестку любимого композитора фюрера. Их многое объединяло, но скончавшийся в 1930 году муж Винифред Зигфрид оставил завещание, согласно которому, если его вдова решится на новое замужество, она не сможет руководить знаменитым фестивалем. Она предпочла фестиваль, а будучи также членом нацистской партии, помогала музыкантам-евреям бежать за границу. И еще одна музыкальная карьера состоялась во времена Третьего рейха - певица Цара Леандр стала звездой после того, как Марлен Дитрих уехала в Америку. По мнению Кноппа, "Леандр сделала карьеру под свастикой". Она не была предана Гитлеру, как прочие героини книги, но "умела приспосабливаться".
Венчает книгу история Марлен Дитрих. Ее Кнопп называет противницей Гитлера и приводит ее знаменитое высказывание. В своем последнем интервью на вопрос журналиста, почему она боролась с Гитлером, Дитрих ответила: "Из чувства приличия".
Традиционные биографические сюжеты в книге Кноппа украшены умело подобранными цитатами из воспоминаний самих героинь, их современников и окружения: от Риббентропа до служанки Евы Браун, рассматривающей их с Гитлером постельное белье. Однако в книге нет главного - обоснования, почему биографии именно этих женщин стали объектом внимания исследователя (к их числу могла бы примкнуть, например, Гели Раубаль, 17-летняя племянница Гитлера, дочь его сводной сестры Ангелы. Девушка покончила с собой после очередной ссоры с дядей), за мелкими, любовно подобранными и детально выписанными нюансами теряется главное - роль этих женщин в жизни главы Третьего рейха.
|