АКСЕНОВ Василий Павлович(Писатель-прозаик)
Фото Галерея АКСЕНОВ Василий Павлович (33)
Комментарии для АКСЕНОВ Василий Павлович
Биография АКСЕНОВ Василий Павлович
Василий Павлович Аксенов родился 20 августа 1932 года в Казани в семье партийных работников, Евгении Семеновны Гинзбург и Павла Васильевича Аксенова. Был третьим, младшим ребенком в семье (и единственным общим ребенком родителей). Отец, Павел Васильевич, был председателем казанского горсовета и членом бюро Татарского обкома партии. Мать, Евгения Семеновна, работала преподавателем в Казанском педагогическом институте, затем - заведующей отделом культуры газеты 'Красная Татария', состояла в казанской областной парторганизации.
В 1937 году, когда В. Аксенову не было еще и пяти лет, оба родителя (сначала мать, а затем вскоре - и отец) были арестованы и осуждены на 10 лет тюрьмы и лагерей.
Впоследствии, пройдя ужас сталинских лагерей, во времена разоблачения культа личности, Евгения Гинзбург стала автором книги воспоминаний 'Крутой маршрут' - одной из первых книг-мемуаров об эпохе сталинских репрессий, рассказа о восемнадцати годах, проведенных автором в тюрьме, колымских лагерях и ссылке.
Старших детей - сестру Маю (дочь П. В. Аксенова) и Алешу (сына Е. С. Гинзбург от первого брака) забрали к себе родственники. Круглый сирота Вася был принудительно отправлен в детский дом для детей заключенных (его бабушкам не разрешили оставить ребенка у себя).
В 1938 году дяде Василия Аксенова (брату Павла Аксенова) удалось разыскать маленького Васю в детдоме в Костроме и взять его к себе. Вася жил в доме у Моти Аксеновой (его родственницы по отцу) до 1948 года, пока его мать Евгения Гинзбург, выйдя в 1947 году из лагеря и проживая в ссылке в Магадане, не добилась разрешения на приезд Васи к ней на Колыму. Встречу с Васей Евгения Гинзбург опишет в 'Крутом маршруте'.
По словам писателя, свет для него распахнулся в Магадане, куда он в 16-летнем возрасте приехал к отбывавшей ссылку матери. Семидневный перелет через весь континент - это бесконечное путешествие по бескрайним просторам (днем в пути, ночью приземлялись в крупных городах: Свердловске, Красноярске, Охотске) - произвел на него неизгладимое впечатление: география, которую изучали в школе по учебникам и картам, теперь раскрылась перед ним наяву.
Магадан, как это ни парадоксально, поразил своей свободой: в бараке у матери вечерами собирался 'салон'. В компании 'бывших лагерных интеллигентов' говорилось о таких вещах, о которых Василий до этого и не подозревал. Будущего писателя потрясли широта обсуждавшихся проблем, рассуждения о судьбах человечества. А близость к Аляске и Тихому океану за окном распахивала горизонты...
Спустя много лет, в 1975 году, Василий Аксенов описал свою магаданскую юность в автобиографическом романе 'Ожог'.
Первой профессией, которую освоил Василий Павлович, была профессия врача. По окончании 1-го Ленинградского медицинского института Василий Аксенов работал терапевтом на карантинной станции Ленинградского морского порта (1956-1957). Этот период жизни - в предвкушении встречи с дальними странами, мечтах о путешествиях - он опишет позже в романе 'Коллеги'. Затем Василий Аксенов работал в больнице Водздравотдела в поселке Вознесение на Онежском озере (1957-1958) и в Московском областном туберкулезном диспансере (1958-1960).
Как литератор Василий Аксенов дебютировал в 1959 году. А его первый роман - 'Коллеги' (1960), сразу же принес ему широкую известность, впоследствии многократно переиздавался и получил воплощение на сцене и на экране. Опубликованный следом роман 'Звездный билет' (1961) так очевидно закрепил успех молодого прозаика, что он решил профессионально заняться литературным трудом. Эти и последующие романы - 'Апельсины из Марокко' (1962) и 'Пора, мой друг, пора' (1964) упрочили за Аксеновым славу одного из лидеров 'молодой прозы', заявившей о себе на рубеже 1950-1960-х годов.
Свой путь в искусстве Василий Аксенов начал с изображения скептически настроенной по отношению к тогдашней советской действительности молодежи с характерным для нее нигилизмом, стихийным чувством свободы, интересом к западной музыке и литературе - со всем, что противостояло принятым духовным ориентирам. Исповедальный характер прозы Аксенова, сочувственное внимание писателя к внутреннему миру, психологии и даже сленгу молодого поколения как нельзя более соответствовали духовной жизни общества. В это время Василий Аксенов становится одним из наиболее активно печатающихся и читаемых авторов журнала 'Юность', в течение нескольких лет являясь членом его редколлегии. К середине 1960-х годов усиливается философская насыщенность прозы Аксенова, размышляющего о причинах неудачи 'оттепели', именно с нею связывавшего свои лучшие надежды. Произведения писателя, их заостренность на проблемах периода 'оттепели', и прежде всего - извечном конфликте поколений, обретавшем особенно резкие формы в условиях характерного для того времени отрицания тоталитарного прошлого, вызвали бурную полемику в критике, нападки цензуры. Среди изданных в СССР произведений этого периода творчества писателя - сборники рассказов 'Катапульта' (1966) и 'На полпути к Луне' (1967), романы 'Любовь к электричеству' (1969), 'Мой дедушка - памятник' (1970), 'Сундучок, в котором что-то стучит' (1973), 'В поисках жанра' (1977). В этот период часть написанных В. Аксеновым произведений не была напечатана из цензурных соображений. Среди них романы 'Стальная птица' и 'Золотая наша Железка'. Позднее они изданы за границей, во время эмиграции писателя.
Обращение Аксенова к личности способствовало перестройке индивидуальной творческой манеры писателя, соединяющего теперь в пределах одного произведения реальное и ирреальное, обыденное и возвышенное. Особенно искусно разные планы переплетаются в запрещенном тогда цензурой романе В. Аксенова 'Ожог' (1976). В нем автору удалось полномасштабно отобразить жизнь российской интеллигенции на переломе 1960-1970-х годов. Герои романа, каждый из которых одержим своей творческой идеей, находятся в состоянии трагического разлада с существующей в их стране системой: стремление укрыться от нее оказывается тщетным. Облик и поведение героев романа определяются их противостоянием порожденной этой системой толпе, которой чуждо все высокое, светлое. Выход для них писатель видит в устремлении к Богу, в духовном прозрении.
Появление в 1968 году повести 'Затоваренная бочкотара' свидетельствует об изменении направления эстетических поисков писателя, выходящего теперь, по его собственным словам, к 'тотальной сатире'. Здесь открывается удивительная нелепость мира, в котором живут персонажи повести, названной Аксеновым 'сюрреалистической вещью'.
Изменение творческой позиции Аксенова свидетельствовало не только о собственно художественных поисках писателя, отказывавшегося теперь в своих произведениях от принципа правдоподобия, предпочитая ему изображение 'иллюзии действительности'; сами эти изменения были вызваны крепнущим у него убеждением в том, что 'действительность так абсурдна, что, употребляя метод абсурдизации и сюрреализма, писатель не вносит абсурда в свою литературу, а, наоборот, этим методом он как бы пытается гармонизировать разваливающуюся действительность...'
С этого времени критика в адрес Аксенова и его произведений становится все более резкой. Нападки вызывала даже форма, к которой обращался теперь писатель, воспринимаемая как несоветская и ненародная: так была оценена, в частности, поставленная в театре 'Современник' пьеса Аксенова 'Всегда в продаже', свидетельствующая о переходе ее автора на авангардистские позиции в искусстве. Положение Василия Аксенова еще более осложнилось, когда в 1977-1978 годах его произведения начали появляться за рубежом (прежде всего в США).
В 1979 году Василий Аксенов вместе с Андреем Битовым, Виктором Ерофеевым, Фазилем Искандером, Евгением Поповым, Беллой Ахмадулиной выступил составителем и автором альманаха 'Метрополь', объединившего писателей, отмежевавшихся от социалистического реализма. Так и не изданный в советской подцензурной печати, альманах был издан в США и во Франции. В СССР он немедленно был подвергнут критике властей, усмотревших в нем попытку вывести литературу из-под контроля государственной идеологии. Аксенов был исключен из Союза писателей и Союза кинематографистов СССР. 22 июля 1980 года он уехал в США и вскоре лишен советского гражданства.
В Вашингтоне выходят написанные Вавилием Аксеновым в России, но впервые публикуемые лишь после приезда писателя в Америку романы 'Золотая наша Железка' (1973, 1980), 'Ожог' (1976, 1980), 'Остров Крым' (1979, 1981), сборник рассказов 'Право на остров' (1981). В США издаются новые романы Аксенова: 'Бумажный пейзаж' (1982) 'Скажи изюм' (1985), 'В поисках грустного бэби' (1986), трилогия 'Московская сага' (романы 'Поколение зимы' - 1989, 'Война и тюрьма' - 1991, 'Тюрьма и мир' - 1993), сборник рассказов 'Негатив положительного героя' (1995), 'Новый сладостный стиль' (1997), 'Кесарево свечение' (2000).
Произведения, написанные им в эмиграции, убеждают в том, что жизнь родной страны, происходящее в ней продолжает оставаться в центре внимания писателя.
После возвращения Василию Аксенову гражданства в 1990 году он часто приезжает в Россию, где вновь начинают печататься (в том числе в журнале 'Юность') его произведения (помимо уже упомянутых - 'Мой дедушка - памятник', 1991; 'Рандеву', 1992), выходит собрание его сочинений.
В июне 1993 года в Самаре состоялись первые Аксеновские чтения. В 1993-1994-х годах в России опубликована его 'Московская сага', по которой режиссер Дмитрий Барщевский снял многосерийный телевизионный фильм (художник этой картины - Алексей Аксенов, сын писателя).
В российских издательствах вышли новые романы писателя 'Вольтерьянцы и вольтерьянки' (2004), 'Москва-ква-ква' (2006), сборник радиоэссе 'Десятилетие клеветы' (2004), в который включены его выступления на радио 'Свобода' за 10 лет (1981-1991). Книга воспоминаний 'Зеница ока' (2005) носит характер личного дневника. Проживая во Франции, Аксенов закончил работу над романом 'Редкие земли' (2007).
Помимо уже упомянутых произведений перу Василия Аксенова принадлежат повесть 'Круглые сутки нон-стоп', рассказы 'Перемена образа жизни', 'Завтраки сорок третьего года', 'Папа, сложи', 'Второй отрыв Палмер', 'Гикки и Бэби Кассандра', 'Рассказ о баскетбольной команде, играющей в баскетбол', 'Любителям баскетбола', 'Победа', 'Простак в мире джаза', 'Миллион разлук', 'Вне сезона' и другие. Роман 'Желток яйца' ('Yolk of the Egg') написан Василием Аксеновым на английском языке.
Аксенов - автор целого ряда произведений для драматического театра (пьесы 'Всегда в продаже', 1965; 'Твой убийца', 1966; 'Четыре темперамента', 1968; 'Аристофаниана с лягушками', 1968; 'Цапля', 1980; 'Горе, горе, гореть', 1998; 'Аврора Корелика', 1999; 'Ах, Артур Шопенгауэр', 2000) и киносценариев (фильмы 'Когда разводят мосты', 1961; 'Мой младший брат', 1962; 'Мраморный дом', 1973; 'Центровой', 1976; 'Пока безумствует мечта', 1980).
В США Василию Аксенову присвоено почетное звание Doctor of Humane Letters. Он является членом ПЕН-клуба и Американской авторской лиги. С 1981 года В. Аксенов - профессор русской литературы в различных университетах США: Институте Кеннана (1981-1982), Университете Дж. Вашингтона (1982-1983), Гаучерском университете (1983-1988), Университете Джорджа Мэйсона (1988-2004).
В 2004 году В. Аксенов закончил педагогическую карьеру. В том же году ему было присвоено звание почетного профессора Университета Джорджа Мэйсона.
В 1980-1988 годах В. Аксенов в качестве журналиста активно сотрудничал с радиостанцией 'Голос Америки'. Автор многочисленных журнальных статей и рецензий на английском языке. Возглавляет жюри международного кинофестиваля 'Остров Крым'.
В 2004 году за роман 'Вольтерьянцы и вольтерьянки' Василий Аксенов стал лауреатом главной литературной премии страны 'Букер - Открытая Россия', которая присуждается за лучший роман года, написанный на русском языке.
В 2005 году Василий Аксенов был удостоен Ордена литературы и искусства, одной из высших наград современной Франции.
Последние годы
С начала 2008 года Василий Аксенов больше года был прикован к больничной койке. 15 января 2008 года Аксенова госпитализировали в 23-ю московскую больницу после приступа инсульта, который настиг его за рулем автомашины. Тогда писатель потерял сознание и попал в небольшую аварию.
Через сутки после госпитализации Аксенов был переведен в НИИ скорой помощи имени Склифосовского, где ему была проведена операция по удалению тромба сонной артерии. Инсульт, сразивший писателя, стал впоследствии причиной поражения части головного мозга.
Состояние после инсульта и операции оценивалось врачами как 'крайне тяжелое'. В марте 2008 года Аксенов был переведен в НИИ нейрохирургии имени Бурденко, где его лечением занимались лучшие специалисты по нейрореабилитации. В конце февраля 2009 года Аксенову была сделана операция в связи с осложнениями в брюшной полости.
6 июля 2009 года русский писатель Василий Аксенов скончался в Москве на 77-м году жизни после продолжительной болезни.
Избранные работы
Проза
1960 Коллеги (повесть) 1961 Звездный билет (повесть) 1963 Апельсины из Марокко (повесть) 1964 Катапульта (повесть и рассказы) 1964 Пора, мой друг, пора (повесть) 1965 Победа (рассказ с преувеличениями) 1965 Жаль, что вас не было с нами (повесть) 1964 На полпути к Луне (сборник рассказов) 1968 Затоваренная бочкотара (повесть) 1969 Любовь к электричеству (повесть) 1971 Рассказ о баскетбольной команде, играющей в баскетбол (очерк) 1972 В поисках жанра 1975 Ожог (роман) 1979 Остров Крым (роман) 1983 Скажи изюм 1987 В поисках грустного бэби 1989 Yolk of the Egg ((англ.) перевод на русский - 'Желток яйца', 2002) 1994 Московская сага' (роман-эпопея) экранизация 'Московская сага' 1998 Новый сладостный стиль 2000 Кесарево свечение 2004 Вольтерьянцы и вольтерьянки (роман, премия 'Русский Букер') 2005 Зеница ока 2006 Москва Ква-Ква (роман) 2007 Редкие земли
Сценарии к фильмам
1962 Когда разводят мосты 1962 Коллеги 1962 Мой младший брат 1970 Хозяин 1972 Мраморный дом 1975 Центровой из поднебесья 1978 Пока безумствует мечта 2007 Татьяна 2009 Шут
Пьесы
1965 Всегда в продаже 1966 Твой убийца 1968 Четыре темперамента 1968 Аристофаниана с лягушками 1980 Цапля 1998 Горе, горе, гореть 1999 Аврора Горенина 2000 Ах, Артур Шопенгауэр
Фото АКСЕНОВ Василий Павлович
|
Фото АКСЕНОВ Василий Павлович
|
Комментарии пользователей
|
|
|