(24.04.1903 - 14.10. 1958)
Сын агронома и сельской учительницы. Среднее образование получил в Уржумском реальном училище.
В 1921 году в Петрограде поступает на отделение языка и литературы Педагогического института имени А. И. Герцена.
Первая книжка Заболоцкого 'Столбцы' (1929 г., 22 стихотворения) имела шумный и даже скандальный успех. Поэтика гротеска и косноязычия, нарушения ритма и метра, шокирующие прозаизмы, откровенная нелитературная стилистика - ошеломляли читателя. Врочем, манера 'Столбцов' для автора была закономерна. В 1927 году
Заболоцкий совместно с Д. Хармсом, А. Введенским, К. Вагиновым и др. основал литературно-театральную группу ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства). Свойственные всем членам группы элементы алогизма, абсурда, гротеска не были чисто формальными приемами, а выражали, и своеобразно, конфликтность мироуклада.
После публикации в 1933 году поэмы 'Торжество земледелия'
Заболоцкий был объявлен поборником формализма и апологетом чуждой идеологии. Готовая к печати книга стихов (1933) не вышла. Средства к существованию давала работа в детской литературе -
Заболоцкий сотрудничал в журналах 'Еж' и 'Чиж', писал стихи и прозу для детей. Наиболее известны его перевод-обработка для юношества поэмы Ш. Руставели 'Витязь в тигровой шкуре' (в 50-х годах был сделан полный перевод поэмы), а также переложения книги Рабле 'Гаргантюа и Пантагрюэль' и романа де Костера 'Тиль Уленшпигель'. Тем не менее в 1937 году выходит его следующая, включающая 17 стихотворений, книжка - 'Вторая книга'.
19 марта 1938 года
Заболоцкий был арестован и надолго оторван от литературы. По 1944 год он отбывал незаслуженное наказание в исправительно-трудовых лагерях на Дальнем Востоке и в Алтайском крае.
В 1946 году
Заболоцкий был восстановлен в Союзе писателей и получил разрешение жить в столице. Начался новый, московский период его творчества.
В 1957 году вышел наиболее полный его прижизненный сборник (64 стихотворения и избранные переводы). Прочитав эту книгу, К. И. Чуковский написал Заболоцкому восторженные слова: 'Пишу Вам с той почтительной робостью, с какой писал бы Тютчеву или Державину. Для меня нет никакого сомнения, что автор 'Журавлей', 'Лебедя', 'Уступи мне, скворец, уголок', 'Неудачника', 'Актрисы', 'Человеческих лиц', 'Утра', 'Лесного озера', 'Слепого', 'В кино', 'Ходоков', 'Некрасивой девочки', 'Я не ищу гармонии в природе' - подлинно великий поэт, творчеством которого рано или поздно советской культуре (может быть, даже против воли) придется гордиться, как одним из высочайших своих достижений. Кое-кому из нынешных эти мои строки покажутся опрометчивой и грубой ошибкой, но я отвечаю за них всем своим семидесятилетним читательским опытом' (5 июня 1957 г.).
Биографии