Родился 3 сентября 1941 в г. Горький (ныне Нижний Новгород) в семье служащего, русский.
С 1957 по декабрь 1960 работал учеником слесаря, слесарем механосборочных работ на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ).
Окончил вечернее отделение Горьковского политехнического института имени А. А. Жданова в 1965 по специальности "инженер-механик". Параллельно продолжал работать на ГАЗе. По окончании института в 1965 получил распределение на ГАЗ мастером прессового цеха.
С 1967 работал на Волжском автомобильном заводе (ВАЗ) в г. Тольятти. Был заместителем начальника цеха крупной штамповки, начальником цеха крупной штамповки, заместителем директора, директором прессового производства, затем заместителем генерального директора по производству ПО "АвтоВАЗ".
В течение четырех лет руководил советской технической делегацией в Италии (г. Турин).
В 1976 прошел обучение в США в Высшей школе менеджеров.
С 1986 - первый заместитель генерального директора - директор научно-технического центра ПО "АвтоВАЗ".
С декабря 1988 - генеральный директор ПО "АвтоВАЗ", с 1993 - президент-генеральный директор АО "АвтоВАЗ", учрежденного 5 января 1993 Комитетом государственного имущества Российской Федерации.
В 1973 - 86 являлся депутатом Автозаводского районного Совета народных депутатов г. Тольятти, в 1986 - 90 - депутатом Куйбышевского областного Совета.
В 1989 был избран народным депутатом СССР.
С сентября 1992 - председатель Совета по промышленной политике при Правительстве РФ.
В феврале 1993 назначен членом Президентского Совета.
С 1993 - председатель совета директоров Автомобильного всероссийского альянса.
С начала 1995 - сопредседатель Волжско-Камской финансово-промышленной группы.
В январе 1996 назначен первым заместителем Председателя Правительства РФ.
9 августа 1996 вместе с Правительством РФ ушел в отставку.
С 16 ноября 1996 - председатель совета директоров АО "АвтоВАЗ".
В тот же день избран председателем совета директоров АО "Автомобильная финансовая корпорация".
Сопредседатель Российского национального благотворительного фонда социальной и экономической поддержки культуры и искусства.
Почетный профессор Самарского государственного технического университета, академик Академии транспорта России, действительный член Международной инженерной академии, действительный член Инженерной академии России.
Имеет ряд научных трудов.
Имеет государственные награды.
Владеет итальянским языком.
По традиции ездит на машине последней марки ВАЗ.
Женат. Жена - Нина Александровна
Каданникова, не работает. Две дочери: Татьяна (1964, по мужу - Шараева), экономист ВАЗа, и Екатерина (1975), студентка Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского. Есть внук.