Петр Михайлович Еропкин (1689 - 1740 гг.)
Петр Михайлович Еропкин - один из первых русских архитекторов и теоретиков архитектуры, принадлежал к образованным и интересным людям России в первой половине ХVIII в.
К сожалению, сведений о его жизни сравнительно мало, но то, что к настоящему времени собрано, позволяет судить о нем, как о просвещенном, талантливом организаторе и архитекторе. Для исследователей истории Дома на Рождественке, где ныне размещается Московский архитектурный институт,
Еропкин представляет интерес не только потому, что был архитектором. Во-первых, он был тесно связан в своей жизни и общественной деятельности с Артемием
Петровичем Волынским, владельцем большой усадьбы на Рождественке. А во вторых, археологические исследования строений позволяют утверждать, что первое каменное строение в усадьбе Волынского было построено в 1730-х годах по проекту П.М.
Еропкина.
Исследования подтвердили, что дом Волынского - одно из древних строений, сохранившихся в перестроенном виде в г.Москве. Кроме того, это здание также единственное дошедшее до нас творение архитектора П.М.
Еропкина. Поэтому для нас, изучающих историю Дома на Рождественке, интересно всё, что связано с
Петром Михайловичем Еропкиным.
Еропкин П.М. принадлежал к древнему, хотя и обнищавшему роду. Родоначальником дворян
Еропкиных считается Иван Евстафьевич Еропка - потомок (в ХVI колене) князя Ростислава Смоленского, внука Владимира Мономаха, который происходит от Рюрика.
Отец
Петра, Михаил Федорович, был жалован царем Алексеем
Михайловичем и
Петром I вотчинами в Московской губернии и других районах России. Женат он был на Устинье Софроновне Карповой.
В 1689 году у них родился сын
Петр, а вскоре - Алексей. С раннего детства
Петр отличался большими способностями в науках и рисовании, но по обычаю того времени он был определен на военную службу. Подробных сведений о военной службе
Петра Еропкина мы пока не имеем, знаем только, что он был уже бау-интендантом.
Петр I внимательно приглядывался к способностям молодых дворян, поэтому в 1716 г. он повелел отобрать 20 способных людей для отправки их на обучение за границу. В это число попал и
Петр Еропкин. Способности к рисованию
Петра Еропкина были замечены, он был направлен
Петром I в Рим для изучения архитектурного искусства, рисования, философии и итальянского языка.
Трое учеников направились в Амстердам, а оттуда на корабле прибыли в Ливорно. Это был первый итальянский город, в котором
Еропкину пришлось прожить полгода, в течение которого он изучал язык и начал собирать литературу по архитектуре.
Затем
Петр Еропкин с товарищами отправились в Рим. На их пути были Венеция и Флоренция. Молодых людей поразила красота множества площадей, умение мастеров торжественно и красочно оформлять центры площадей фонтанами и монументами. Особое чувство восхищения вызвала у
Еропкина Венеция, любовь к которой он сохранил на всю жизнь.
В Риме его практическими занятиями по архитектуре руководил архитектор Чиприани. Следует отметить, что П.
Еропкин и Т.Усов были первыми русскими людьми, получившими архитектурное образование в Италии. В Риме
Еропкин с благоговением изучал великие творения итальянских мастеров, ибо никакой другой город не заставляет так чувствовать архитектуру, как Рим.
Через два года изучения античной и современной итальянской архитектуры
Еропкин делает китайской тушью рисунок храма для поднесения его императору
Петру I. Он внимательно изучает творения архитекторов, штудирует трактаты Виньолы и Палладио.
Проект храма, составленный П.М.
Еропкиным Мы не знаем где кроме Голландии и Италии был
Еропкин, но за 8 лет учебы (1716 - 1724 г) он, вероятно, побывал и во Франции, т.к. свободно владел французским языком.
В 1724 г.
Еропкин вернулся в Россию.
Петр I был очень доволен его успехами. Об этом свидетельствует то, что
Еропкин был единственным среди русских зодчих, кто с самого начала своей деятельности был удостоен "Поименным Указом"
Петра I высокого звания Подполковника и Архитектора, а в январе 1725 г.- Полковника и Архитектора.
Петр I поручил
Еропкину и Усову разработать проект дворца в Преображенском, а
Еропкину - проект Александро-Невского монастыря. Но из-за смерти
Петра I проекты не были реализованы.
После смерти
Петра I правителем России становится 12-и летний
Петр II. Для его коронации "ученым архитектором Полковником
Еропкиным" составлен проект торжественных арок (проект утвержден 9.1.1727г.) и П.М.
Еропкин отправляется в Москву, где строит три триумфальные арки для коронации
Петра II-го.
В 1731г. П.
Еропкин знакомится с А.П.Волынским, находящимся в Москве. Отношения между ними стали еще более тесными после женитьбы А.П.Волынского на родной сестре П.М.
Еропкина.
По просьбе Волынского
Еропкин разрабатывает проект, по которому в Москве строят для Волынского каменные палаты. Найденные архивные данные подтверждают, что архитектором дома Волынского на Рождественке был П.М.
Еропкин.
Но основная работа у
Еропкина была в Петербурге, где уже при Анне Иоановне он был главным архитектором, без разрешения которого в Петербурге ничего не строилось.
В образованной Комиссии, осуществляющей надзор за строительством в Петербурге, под влиянием
Еропкина была определена главная задача "...показать улицы и места.. в какой пропорции.. где публичным площадям быть..."
Под руководством П.М.
Еропкина был составлен генеральный план Петербурга, в основу которого была положена трехлучевая система улиц-магистралей, намеченных еще
Петром I. Cовместно с М.Земцовым он создает первый архитектурно-строительный трактат "Должность архитектурной экспедиции" (1737-1741гг.), в котором расписаны обязанности и права архитекторов.
Гостиный двор в Петербурге, построенный по проекту П.М.
Еропкина Мы не знаем где кроме Голландии и Италии был
Еропкин, но за 8 лет учебы (1716- 1724 г) он, вероятно, побывал и во Франции, т.к. свободно владел французским языком.
В 1724 г.
Еропкин вернулся в Россию.
Петр I был очень доволен его успехами. Об этом свидетельствует то, что
Еропкин был единственным среди русских зодчих, кто с самого начала своей деятельности был удостоен "Поименным Указом"
Петра I высокого звания Подполковника и Архитектора, а в январе 1725 г. - Полковника и Архитектора.
Петр I поручил
Еропкину и Усову разработать проект дворца в Преображенском, а
Еропкину - проект Александро-Невского монастыря. Но из-за смерти
Петра I проекты не были реализованы.
После смерти
Петра I правителем России становится 12-и летний
Петр II. Для его коронации "ученым архитектором Полковником
Еропкиным" составлен проект торжественных арок (проект утвержден 9.1.1727г.) и П.М.
Еропкин отправляется в Москву, где строит три триумфальные арки для коронации
Петра II-го.
В 1731г. П.
Еропкин знакомится с А.П.Волынским, находящимся в Москве. Отношения между ними стали еще более тесными после женитьбы А.П.Волынского на родной сестре П.М.
Еропкина.
По просьбе Волынского
Еропкин разрабатывает проект, по которому в Москве строят для Волынского каменные палаты. Найденные архивные данные подтверждают, что архитектором дома Волынского на Рождественке был П.М.
Еропкин.
Но основная работа у
Еропкина была в Петербурге, где уже при Анне Иоановне он был главным архитектором, без разрешения которого в Петербурге ничего не строилось.
В образованной Комиссии, осуществляющей надзор за строительством в Петербурге, под влиянием
Еропкина была определена главная задача "...показать улицы и места.. в какой пропорции.. где публичным площадям быть..."
Под руководством П.М.
Еропкина был составлен генеральный план Петербурга, в основу которого была положена трехлучевая система улиц-магистралей, намеченных еще
Петром I. Cовместно с М.Земцовым он создает первый архитектурно-строительный трактат "Должность архитектурной экспедиции" (1737-1741гг.), в котором расписаны обязанности и права архитекторов.
П.М.
Еропкин был не только талантливым архитектором, но и крупным теоретиком архитектуры, который не только перевел на русский язык труды Палладио, но и дал к ним свои комментарии.
Воцарение Анны Иоановны (1730г) и деятельность её немецкого окружения во главе с Бироном и Остерманом вызвало недовольство русских патриотических кругов. Выразителем их интересов стал кабинет-министр А.П.Волынский, вокруг которого образовался кружок друзей-единомышленников. Среди них были П.М.
Еропкин, А.Ф.Хрущов, Ф.И.Соймонов, П.И.Мусин-Пушкин и др. Многие из них были связаны друг с другом не только политическими, но и родственными узами.
Волынский как кабинет-министр выдвигался на первый план, т.к. он обладал властью и близостью ко двору и мог реализовать замыслы кружка. Но, несмотря на свои способности, Волынский не обладал достаточными знаниями для того, чтобы подготовить такие серьезные документы, как, например, "О гражданстве", или "Генеральный проект о поправлении внутренних государственных дел". Несомненно, подготовлены они были при помощи П.
Еропкина, которого Нащокин называл "одним из людей, славных своим разумом".
К началу 1740г. положение Волынского стало ухудшаться. Стремясь восстановить свое влияние на царицу, А.Волынский с помощью П.
Еропкина устроил "ледовую свадьбу" шутов Анны Иоановны. По проекту П.
Еропкина из ледовых блоков был возведен дворец. Праздник царице понравился, но в апреле 1740г., после доноса одного из слуг Волынского, его арестовали по обвинению в подготовке государственного переворота. Вслед за ним были арестованы члены его кружка - П.
Еропкин,А.Хрущов и др. Все они были подвергнуты пыткам и приговорены к различным наказаниям.
27 июня 1740г. на Сытном рынке близ
Петропавловской крепости состоялась казнь. А.П.Волынскому вырвали язык, отрубили правую руку и голову, П.М.
Еропкина и А.Ф.Хрущева обезглавили. Трупы казненных без церковных обрядов были захоронены в ограде церкви "Самсония-странноприимца". Имущество казненных было конфисковано, а библиотеку
Еропкина передали в Академию Наук, и она еще ждет своих исследователей.
В 1741г. имератрица Елизавета дело Волынского прекратила и восстановила доброе имя членов его кружка. В 1686г. на могиле трех жертв бироновщины по проекту архитектора проф.М.А.Шурова был открыт монумент, барельеф на котором выполнен академиком А.М.Опекушиным.
Памятник на общей могиле Волынского,
Еропкина и Хрущева
Биографии