Патрик Уэйн
Суэйзи родился 18 августа 1952 года в Хьюстоне (штат Техас, США). О ком-то говорят, что он родился в "рубашке", а вот о
Патрике Суэйзи можно сказать, что он родился в "балетных тапочках". Да и как могло быть иначе, если его мама - известный хореограф в Америке и владелица частной балетной школы. Само собой, что мальчик стал профессионально заниматься танцами и
музыкой. Честолюбивая и властная Пэтси
Суэйзи вбивала в сына уверенность - ты должен быть первым, чем бы ни занимался.
Лучший
ученик в школе,
Патрик успевал получать и спортивные призы: он прекрасно плавал, крутил "солнышко" в гимнастическом зале, прыгал с самой высокой вышки,
играл в
футбол. Но при этом был он подростком смирным, абсолютно незлобливым. Прозвище "маменькин сынок", подкрепляемое тумаками от сверстников, то и дело выбивало из него слезы.
Поначалу наш отличник бегал к спасительной материнской груди, но в один прекрасный день Пэтси сурово молвила - дескать, хватит канючить, научись постоять за себя сам. И отправила неженку в клуб восточных единоборств, после чего его статус в колледже и на улице круто пошел вверх.
Нынче немногое осталось от прежнего тихони. Нет, он не стал развязным, грубым малым, но и в быту, и на съемочной площадке он, при надобности, жестко защищает и свои интересы, и интересы друзей.
Cамые самоуверенные красавицы без ума от него: они восхищаются его внешностью, пластикой, чувством юмора. Сам он, восемнадцатилетним, впервые влюбился в Лизу Ниеми - ей тогда было 15 лет, а училась она в его же балетной школе. Спустя три года они поженились. После окончания балетной школы счастливая пара отправилась покорять Нью-Йорк. Критики и зрители сразу же на "ура" приняли их в бродвейском мюзикле "Бриллиантин". Элегантный, ловкий и
красивый Суэйзи быстро становился звездой. Но он один знал в полной мере, чего это ему стоило. Любующимся им поклонницам и в голову не приходило, что у
Патрика серьезно повреждена коленная чашечка - следствие школьного матча. Именно в эту пору боли стали нестерпимыми. Но
Патрик терпел, понимая, что он и на день не должен покидать сцену - забудут, найдутся другие.
А мечты о славе уже имели под собой серьезные основания:
Патрику посчастливилось выступить на одной сцене с самим Михаилом Барышниковым, причем для них готовился специальный спектакль.
Но вскоре, увы, все рухнуло. Профессор сказал, что необходимо срочное
хирургическое вмешательство - колено в ужасном состоянии. И это еще были цветочки. После операции тот же профессор вынес жестокий вердикт: "В балет вы уже не вернетесь".
Это стало страшным ударом.
Патрик Суэйзи был прирожденным танцором, и, в сущности, он ничего другого не умел. Но опять же Пэтси вытянула его, напомнив, что еще мальчишкой он небезуспешно снимался в простеньких сериалах. И ему снова повезло:
Патрика пригласили сняться в телефильме "Север и Юг" - в роли юноши, выросшего на плантациях Юга и ставшего генералом
армии конфедератов. Со своей ролью
Патрик прекрасно справился, и это заметили.
Деятели кино и телевидения, всегда внимательно присматривающиеся к молодым дарованиям, не могли не отметить своеобразия актера, его обаяния, очаровательного мальчишества. Не будучи красавцем с идеально правильными чертами лица,
Патрик Суэйзи тем не менее всегда обращает на себя внимание: его небольшие светлые глаза лучатся доброжелательством, с лица не сходит обаятельная улыбка, а от ладно скроенной, крепкой фигуры так и веет силой. Словом, эдакий уверенный в себе, надежный и порядочный парень. Конечно, для ролей утонченных аристократов
Патрик Суэйзи - фигура неподходящая, но в современном американском кино, где требуется герой иного склада "такой же, как мы с вами" - он незаменим. И это достаточно быстро поняли продюсеры и режиссеры, которые сначала попробовали
Суэйзи на телевидении, а затем пригласили в кино.
"Ренегаты", "Север и Юг", "Библия, часть I и П" - эти телесериалы, выпущенные в свет в 1979-1980 гг., сделали имя
Суэйзи известным, и потому режиссеры фильмов "Аутсайдеры" (1983), "Красный рассвет" (1984), "Молодая кровь" (1986), приглашая
Суэйзи в свои
картины, не особенно рисковали, справедливо полагая, что профессиональное мастерство танцовщика, умение держаться на сцене помогут ему быстро освоить и новую профессию. И все же успех не сразу пришел к
Суэйзи. Понадобилось долгих семь лет, прежде чем актер "ухватил за хвост птицу счастья". Ею стал для него фильм "Грязные танцы" (1987), где
Патрик создал запоминающийся образ молодого профессионального танцора, в чьи обязанности входит развлечение богатых
туристок. Однако этот современный "жиголо" предстает на экране симпатичным и обаятельным парнем, который умеет и любит танцевать, но не спешит продавать тело и душу за
деньги. Вернее, это могло бы произойти, если бы не его встреча с юной отдыхающей
девушкой, которую он обучает искусству танца, а вместе с ней постигает и "науку любви". В этой лирической
картине раскрылся талант
Суэйзи - актера. Ему вполне удалось передать характер главного героя, который от цинизма и скепсиса, присущего человеку его положения, переходит к пониманию истинных ценностей жизни. Это была достаточно сложная в
психологическом плане роль, и
Суэйзи с блеском справился со своей задачей. Его герой подкупал зрителей обаянием, мальчишеским эпатажем, способностью любить...
Патрик Суэйзи запомнился, и после успеха "Грязных танцев" ему можно было не беспокоиться о своем будущем: приглашения сниматься в новых фильмах не заставили себя ждать. Ежегодно на экраны выходили
картины с его участием. "Ближайшие родственники" (1989), "Дом у дороги" (1989), "Привидение" (1990) - все эти
работы еще больше укрепили авторитет
Суэйзи-актера. К сожалению, режиссеры практически перестали использовать талант
Суэйзи-танцовщика. Все эти роли - сугубо
драматические. Правда, благодаря участию
Патрика, в этих фильмах открываются новые грани его дарования. В "Доме у дороги" - типичном боевике -
Суэйзи демонстрирует динамику актера "фильмов экшн", а в "Привидении" он неожиданно блеснул, в том числе, и комедийным талантом. Ведь по воле сценаристов, его герою суждено было умереть в самом начале фильма, превратиться в привидение, чтобы спасти любимую
девушку от всех опасностей, разоблачить коварных врагов и примерно их наказать, прежде чем его "душа" отправится в мир иной. И с этой задачей
Патрик успешно справился.
Как актер, как личность
Патрик, безусловно, состоялся. Человек искренний, в чем-то даже непосредственный, он в каждой роли выглядит удивительно естественным. Осталась и его великолепная координация. Поэтому ему не нужны дублеры, и чем сложнее, опаснее трюк, тем сильнее его желание выполнить все самому.
Режиссеры, конечно, используют и его неувядшее искусство танцора. На съемках фильмов, где есть возможность передохнуть, он танцует блистательно. А еще он прыгает с машины, летящей на бешеной скорости на другую, взмывает на доске на гребень гигантской волны, делает опасные затяжные прыжки с парашютом - а уж в фильме "Дом у дороги", получая по роли затрещины, следит, чтобы его били всерьез.
Особенно сложной была сцена погони в триллере "Письма убийцы", когда
Патрику пришлось в мгновения выбираться из разбитого и перевернутого
автомобиля, да еще вытаскивать до взрыва застрявшего оператора. Он успел, вышел из опасного положения. А после заявил, что такое артисту на пользу: риск очищает душу.
И все-таки жаль, что его умение танцевать "осталось за кадром". Конечно, годы берут свое, и, становясь старше,
Суэйзи-танцовщик постепенно уступает место
Суэйзи-актеру.
Пока каждая новая роль приносит
Патрику все большую известность. Сегодня он уверенно входит в первую двадцатку наиболее популярных актеров Голливуда.