УАЙЛЕР (Wyler)
Уильям (01. 07. 1902 - 28. 07. 1981), американский режиссер.
Родился в Эльзасе в семье швейцарского торговца галантереей, учился в Высшей коммерческой школе в Лозанне, затем в Парижской консерватории по классу скрипки, Встретившись с киномагнатом К. Лэммле, дальним кузеном его матери, в 1921 отправился в США. Работал на студии 'Юниверсл', сменив множество профессий. В 1925 году дебютировал фильмом 'Плут Бастер'. Несколько лет снимал короткометражные вестерны, в начале 30-х годов перешел к полнометражным картинам. Лишь после встречи с продюсером С. Голдвином появляются первые значительные работы
Уайлера, такие как 'Эти трое' (These Three, 1936, по пьесе Л. Хелман 'Детский час'); 'Додсворт' (Dodsworth, 1936, по С. Льюису); 'Тупик' (Dead End, 1937, по С. Кингсли), выделяющиеся остротой социальной проблематики, реалистическим изображением характеров и психологии героев, отличной игрой актеров и новаторским использованием глубинных мизансцен - техники, разработанной совместно с оператором Г. Толандом и доведенной до совершенства в 'Лисичках' (The Little Foxes, 1941). Добиваясь от актеров слаженности исполнения,
Уайлер в то же время помогал раскрыться дарованию таких звезд, как Б. Дэвис в фильмах 'Иезавель' (Jezebel, 1938); 'Лисички', Мерл Оберон и Лоренс Оливье ('Грозовой перевал', 1939).
Одна из ключевых фигур 'социального реализма' эпохи Ф. Рузвельта,
Уайлер создал в 1942 ленту 'Миссис Минивер' (Mrs. Miniver, премии 'Оскар' за фильм и режиссуру) об участии простых англичан в обороне страны, возглавил киноотдел ВВС США и снял две документальные картины ('Оскар' за ленту 'Сражающаяся 'Леди' (The Fighting Lady, 1944), а его послевоенная драма 'Лучшие годы нашей жизни' (The Best Years Of Our Lives, 1946, 'Оскар' за фильм и режиссуру) оказалась итоговым произведением на грани новой эпохи 'холодной войны' и смены вех в Голливуде. В 50-е годы работы
Уайлера, такие как 'Керри' (Carrie, 1952, по Т. Драйзеру); романтическая комедия 'Римские каникулы' (Roman Holiday, 1953); пацифистская драма 'Дружеское увещевание' (Friendly Persuasion, 1956, главный приз на МКФ в Канне-57); постановочный супер-колосс 'Бен-Гур' (Ben-Hur, 1959, 11 'Оскаров', в том числе за фильм и режиссуру) сохраняют человечность, психологизм и визуальную культуру, но утрачивают ту связь с эпохой, которая делала картины режиссера событиями в 30-40-е годы. Из немногочисленных лент 60-х годов, психологические драмы 'Детский час' (The Children's Hour) и ('КоллекционерThe Collector'), комедия 'Как украсть миллион' (How To Steal A Million), только мюзикл 'Смешная девчонка' (Funny Girl, 1968) имел большой коммерческий успех. И в самом последнем, антирасистском фильме
Уайлера 'Освобождение Л. Б. Джонса' (The Liberation Of L.B. Jones, 1970) явно различима рука великого мастера. На оскаровской церемонии в 1965 награжден премией имени Э. Талберга, а в 1976 получил приз Американского киноинститута за совокупное творчество.
Страница У.Уайлера в "Универсальной энциклопедии" на мегапортале "Кирилл и Мефодий". Биография,фотография.