СЮДОВ (Sydow)
Макс фон (р. 10. 04. 1929), шведский актер кино и театра. Настоящее имя - Карл Адольф.
Родился в Лунде. В 1951 окончил актерскую студию при театре 'Драматен' в Стокгольме; в дальнейшем играл на его сцене и в других театрах Швеции. Театральный актив
Сюдова весьма обширен и включает главные роли в 'Пер Гюнте' Г. Ибсена, 'Мизантропе' Ж.-Б. Мольера, 'Прафаусте' И. В. Гете (все - в постановках И. Бергмана).
В кино дебютировал у А. Шеберга в фильме 'Просто мать' (Bare En Mor, 1948), затем сыграл в снятой им же экранизации драмы А. Стриндберга 'Фрекен Юлия' (Miss Julie, 1950). Поворотным пунктом в кинокарьере актера стало исполнение роли Рыцаря в философской трагедии Бергмана 'Седьмая печать' (Det Sjunde Inseglet, 1956), воплотившей неостановимые поиски автором конечных ответов на коренные вопросы человеческого бытия на земле. Став, по сути, вторым 'я' Бергмана-философа,
Сюдов продолжает этот поиск в фильмах 'Лицо' (Ansiktet, 1958), 'Девичий источник' (Jungfrukallan, 1959), 'Как в зеркале' (Sasom I En Spegel, 1960), 'Причастие' (1962), 'Час волка' (Vargtimmen, 1967), 'Страсть' (1968). Едва ли не наивысшим триумфом
Сюдова стала роль музыканта Яна Русенберга в фильме-антиутопии 'Стыд' (Skammen, 1967), с поразительной силой показывающем устрашающую деградацию личности под натиском антигуманной среды. Не менее убедителен актер и в эпизодических ролях, таких как роль владелеца заправочной станции в 'Земляничной поляне' (Smultronstallet, 1957); немолодого ремесленника в фильме 'На пороге жизни' (Nara Livet, 1957); мужа главной героини в 'Прикосновении' (Beroringen, 1970), выступая, как правило, в амплуа верных своему человеческому и моральному долгу
максималистов.
Работа с Бергманом обеспечила
Сюдову прочное международное признание. В 60-80-е годы он снимается в разных странах Европы и США, в середине 70-х гастролирует на Бродвее. Его зарубежный кинорепертуар огромен, но качественно неравноценен: наряду с работами в фильмах Ф. Рози, таких как 'Сиятельные трупы' (Cadaveri Eccellenti, 1976), В. Дзурлини 'Пустыня Тартари' (Le Desert Des Tartares/Il Deserto Dei Tartari, 1976), А. Михайлова-Кончаловского 'Дуэт для солистки' (Duet For One, 1986), В. Вендерса ('До самого конца света' (Until The End Of The World, 1991), немало в нем и 'проходных' ролей, обязанных своим появлением сложившемуся вокруг личности актера после 'Седьмой печати' 'метафизическому ореолу'; в их числе - роли в 'Изгоняющем дьявола' (The Exorcist, 1973) У. Фридкина и его продолжении (режиссер Дж. Бурман, 1977) или 'Степном волке' - малоудачной экранизации одноименного романа Г. Гессе, осуществленной Дж. Хейнсом (Steppenwolf, 1974). Однако и в них он остается высочайшего класса профессионалом.
К позднейшим удачам
Сюдова относятся роли в двух фильмах Б. Аугуста: 'Пелле-завоеватель' (Pelle Erobreren, по роману М. Андерсена-Нексе, 1988) и 'Благие намерения' (Goda Viljan, Den, 1991) (по одноименному автобиографическому роману И. Бергмана), где ему довелось сыграть деда прославленного шведского киномастера. В 1988 дебютировал на поприще кинорежиссуры, поставив фильм 'Катинка'/'На дороге'.
Страница Сюдова М. в "Универсальной энциклопедии" на мегапортале "Кирилл и Мефодий". Биография,фотография.