МАРКЕС Габриель Гарсиа (MARQUEZ Gabriel Garcia)(Колумбийский прозаик и журналист Нобелевская премия по литературе, 1982 г.)
Комментарии для МАРКЕС Габриель Гарсиа (MARQUEZ Gabriel Garcia)
Биография МАРКЕС Габриель Гарсиа (MARQUEZ Gabriel Garcia)
Родился 6 марта 1928 г. Колумбийский прозаик и журналист Габриэль Хосе Гарсия Маркес, старший из шестнадцати детей, родился в Колумбии в городке Аракатака - банановом порту на берегу Карибского моря. Когда Г.М. был еще ребенком, его отец, низкооплачиваемый телеграфист, переехал с женой в другой город, оставив Габриэля на воспитание родителям жены. Особенно близок Г.М. был со своей бабушкой, поведавшей ему немало легенд и мифов, которые легли в основу многих произведений будущего писателя. Дед Г.М., полковник в отставке, рассказывал внуку 'нескончаемые истории о гражданской войне, своей молодости'. 'Он брал меня в цирк и в кино и был своего рода пуповиной, связывавшей меня с историей и реальностью', - вспоминает писатель. После смерти деда (1936) Г.М. недолгое время учился в Барранкилье, пока не приобрел достаточно знаний, чтобы посещать школу в г. Зипакира недалеко от Боготы, где он получил степень bachillerato, что приблизительно соответствует диплому выпускника колледжа в Соединенных Штатах. В Колумбийский университет на юридический факультет Г.М. поступил в 1947 г. - в том же году в боготской газете 'Наблюдатель' ('Espectador') была опубликована его первая повесть 'Третий отказ' ('La tercera resignacion'). В течение последующих шести лет в этой же газете увидели свет около дюжины рассказов Г.М. Переехав в 1948 г. в Картахену, писатель продолжил свое юридическое образование и два года спустя стал репортером в 'Геральде' ('Heraldo'), где вел постоянную рубрику 'Жираф'. В 1954 г. Г.М. вновь возвращается в Боготу и становится репортером 'Наблюдателя'. Как серьезный прозаик Г.М. впервые проявляет себя в 1955 г., написав повесть 'Палая листва' ('La hojarasca'). В это же время Г.М. печатает в 'Наблюдателе' 14 статей из морской жизни, где вскрывает факты перевозки контрабанды колумбийскими военными кораблями. Эти статьи вызвали такой скандал, что газета была закрыта, а Г.М., посланный в Европу корреспондентом 'Наблюдателя', остался без средств к существованию. В 1958 г. Г.М. женится на Мерседес Барча; у них два сына - Родриго и Гонсалес. Проработав в Европе внештатным журналистом два года, Г.М. устроился в Пренса Латина - кубинское правительственное агентство новостей, а в 1961 г. перебрался в Мехико, где зарабатывал на жизнь сценариями и журнальными статьями и в свободное время писал книги. За повестью 'Полковнику никто не пишет' ('El coronel no tiene quien le escriba', 1961) через год последовал сборник рассказов 'Похороны Мама-Гранде' ('Los funerales de la Mama Grande'). Однако коммерческий успех Г.М. принес появившийся в 1967 г. роман 'Сто лет одиночества' ('Cien anos de soledad'). Первое издание романа, о котором Пабло Неруда с восторгом писал, что это, 'быть может, величайшее откровение на испанском языке со времен "Дон Кихота"', разошлось за неделю и вызвало, по словам ведущего перуанского писателя Варгаса Льосы, 'литературное землетрясение'. В этом романе вымышленная деревня Макондо (списанная с городка Аракатака, где Г.М. провел свое детство) символизирует собой Латинскую Америку, а ее основатель Буэндиа со своими потомками - историю мира. 'Сто лет одиночества' - это настоящие литературные джунгли, - писал американский критик Уильям Макферсон. - Это фантастическое создание магии, метафоры и мифа'. В центре следующего романа писателя 'Осень патриарха' ('El otono del patriarca', 1975) - гиперболизированный образ вымышленного американского диктатора, который рассматривается с различных углов зрения. Роман 'Хроника объявленной смерти' ('Cronica de una muerte anunciada') появился в 1981 г.; новаторский по форме, он повествует об убийстве, по-разному воспринятом различными и ненадежными очевидцами. Через год после выхода в свет 'Хроники...' Г.М. получил Нобелевскую премию по литературе 'за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента'. 'На протяжении уже многих лет латиноамериканская литература демонстрирует такую мощь, какую редко встретишь в других литературных регионах', - отметил при награждении представитель Шведской академии Ларс Йюлленстен. - В произведениях Г.М. народная культура... испанское барокко... влияние европейского сюрреализма и других модернистских течений представляют утонченную и жизнеутверждающую смесь'. Йюлленстен отметил также, что 'Г.М. не скрывает своих политических симпатий, он стоит на стороне слабых и обездоленных, против угнетения и экономической эксплуатации'. Остановившись в своей Нобелевской лекции на условиях жизни в Центральной и Южной Америке, Г.М. коснулся темы эксплуатации коренного южноамериканского населения. 'Смею думать, - заметил он, - что южноамериканская действительность, а не только ее литературное выражение, заслужила внимание Шведской академии'. В заключение он согласился с тем, что писатель несет ответственность за 'создание утопии, где никто не сможет решать за других, как им умирать, где любовь будет подлинной, а счастье - возможным и где народы, обреченные на сто лет одиночества, обретут в конце концов право на жизнь'. Продолжая жить в Мехико, Г.М. часть времени проводит и в Картахене, на родине. Говорят, что он личный друг Фиделя Кастро - и это несмотря на то, что политика Кубы, где писатель часто бывает, далеко не во всем ему нравится. Детские впечатления, связанные с жизнью на берегу Карибского моря, оставили неизгладимый след в литературном творчестве Г.М. 'Кажется, что сильнее всего повлияла на воображение Г.М. его бабушка, - писал английский романист Салман Рушди в 'Лондонском книжном обозрении' ('London Review of Books'). - И все же можно найти начало его литературных предшественников. Он сам признает влияние Фолкнера, и действительно, сказочный мир Макондо - это во многом графство Йокнапатофа, перенесенное в колумбийские джунгли'. Другие критики писали о влиянии на Г.М. таких разных писателей, как Джон Дос Пассос, Вирджиния Вулф, Альбер Камю и Эрнест Хемингуэй. Впрочем, некоторые критики высказывают сомнения, можно ли Г.М. называть великим писателем, а его главную книгу 'Сто лет одиночества' - бессмертным шедевром. Американский критик Джозеф Эпстайн в 'Комментэри' ('Commentary') превозносит композиционное мастерство романиста, однако находит, что 'его безудержная виртуозность приедается'. 'Вне политики, - отметил Эпстайн, - рассказы и романы Г.М. не имеют нравственного стержня; они не существуют в нравственной вселенной'. Рецензируя роман 'Хроника объявленной смерти', Билл Бафорд писал, что автор 'Хроники...' - это 'безусловно, один из самых блестящих и самых 'магических' политических романистов современности'. 'Его книги озарены искрометной иронией и верой в то, что человеческие ценности нетленны, - отмечал Джордж Р. Макмарри в монографии 'Габриэль Гарсия Маркес' (1977). - В своем творчестве Г.М. проник в суть не только латиноамериканца, но и любого другого человека'
Комментарии пользователей
|
|
|