16 сентября 1888 г. - 3 июня 1964 г.
Финский романист
Франс Эмиль
Силланпя родился в крестьянской семье в Хяменкюре, на юго-западе Финляндии. Следуя местным обычаям, его отец,
Франс Коскинен, взял себе фамилию по названию той местности, где он проживал:
Силланпя (дословно - 'предмостное укрепление', 'плацдаром'). За десять с лишним лет до женитьбы на Луизе Вильгемине Иисаксдоттер старший
Силланпя переехал в Хяменкюре, где из поколения в поколение жила семья его будущей жены. Женившись, он
построил небольшую ферму, где и родился будущий
писатель. Старший брат и сестра С. умерли в детстве.
Родители, люди бедные, все же накопили денег, чтобы
Франс мог пойти в среднюю
школу в Тампере. Он учился прилежно и получил стипендию, позволившую ему в 1908 г. поступить в Хельсинкский университет, где изучал биологию, намереваясь стать врачом. В это же время он познакомился с известными в городе людьми, бывал у Йернфелтсов, представителей литературной и художественной богемы. Хотя С. так и не
закончил университет, изучение биологии убедило его в том, что поведение человека биологически мотивировано.
В университете С. много читал, особенно любил Стриндберга, Метерлинка и Гамсуна, говорил даже, что 'Пан' и 'Виктория' действуют на него опьяняюще. Литература была для С. выходом из мучивших его
психологических проблем, свои первые рассказы он печатает в столичных журналах и газетах еще в годы учебы и Довольно быстро становится известен.
В 1913 г. С. бросает учебу в университете, возвращается домой и начинает
писать. Его первый роман 'Солнце и жизнь' ('Elama ja aurinko') был опубликован в 1916 г. Впоследствии С. со смехом рассказывал, как его издатель, чтобы заставить его
закончить роман, запирал незадачливого автора в номере отеля. 'Солнце и жизнь', где рассказывается о летних приключениях трех молодых людей,
мужчины и двух женщин, получил благожелательные отзывы и, по словам финского критика Лаури Вильянена, был 'для первого романа исключительно хорош'
В 1916 г. С. женился на Сигрид Марии Саломяки, дочери фермера из соседней деревни, у них было восемь детей, один из которых умер в детстве.
В 1917 г., в год, когда Финляндия получила
государственную независимость, выходит сборник новелл С. 'Дети человеческие в шествии жизни' ('Ihmislapsia elaman saatossa'), а в 1919 г. - первое крупное произведение
писателя, роман 'Праведная бедность' ('Hurskas kurjuus'), навеянный трагическими событиями гражданской
войны в Финляндии.
В 'Праведной бедности' С., первым из финских
писателей, осознал весь ужас вооруженной борьбы между 'красными' и 'белыми'; не вставая на чью-либо сторону, он воочию показал жестокость, страдание и боль этих лет. Хотя современному читателю роман может показаться монотонным и невыразительным, в 1919 г. он имел успех, был встречен с интересом и пониманием. Роман, в котором С. с бесстрашной объективностью изобразил и 'белых' и 'красных', стал первым шагом на пути выхода страны из кризиса; он помог финнам излечиться от тяжкой психической травмы, и в 1920 г. С. получает от правительства Финляндии пожизненную стипендию.
В последующие годы С. выпускает несколько сборников новелл, в числе которых 'Хилту и Рагнар' ('Hiltu ja Ragnar', 1923), 'Под защитой ангелов' ('Enkelten suojatit' 1923), 'На земле' ('Мааn tasalta' 1924), 'Дом в горах' ('Tollinmaki' 1925), 'Причастие' ('Rippi', 1928) и 'Спасибо тебе, Господь, за эти мгновения...' ('Kiitos hetkista, Herra...', 1930), благодаря которым становится известен не только в Финляндии, но и в других Скандинавских странах. Самым же большим успехом пользовался его роман 'Усопшая в юности' ('Nuorena Nukkunut' 1931), принесший
писателю европейскую славу.
В центре романа тихая жизнь и смерть молодой одинокой
девушки из знатной, но обедневшей семьи. Натура тонкая и чистая, сохранившая доброту и мягкость, несмотря на многочисленные невзгоды, героиня никак не вписывается в свою среду. Особенно удались
писателю характер
девушки и описание природы. Американский
писатель и переводчик Филлипс Карлтон в рецензии l933 г. заметил: 'Личность независимая, она живет своей жизнью, словно далекая, неведомая планета, двигающаяся по своей орбите. В результате происходит переоценка ценностей: по мере развития повествования внешний мир словно бы тускнеет, зато иллюзии героини выходят на первый план...' 'Роман, - продолжает Карлтон, - отличается продуманностью, незабываемой красотой языка'.
Одновременно с романом 'Усопшая в юности' пишется роман 'Путь
мужчины' ('Miehen tie'), опубликованный в 1932 г.
Историк литературы Якко Ахокас сравнил этот роман с произведениями английского
писателя Д.Г. Лоуренса. При этом, как заметил Ахокас, 'у обоих авторов ощущается связь между сменой времен года и переменами в жизни людей. В романе С. чувствуется дыхание эпоса...'
'Люди в летнюю ночь' ('Ihmiset suviyossa', 1934) считается главным произведением С. и часто сравнивается с поэмой в прозе из-за размытости композиции и повышенной эмоциональности. Ахокас полагает, что 'Люди в летнюю ночь' - 'самое продуманное и сложное из произведений
писателя', отмечая, что 'биологическая концепция времени сказывается на манере повествования, течение времени воспринимается разными персонажами по-разному'. Вильянен, еще более высоко оценивший роман, отмечает, что 'мало кому удается из крохотного эмбриона - в данном случае маленькой деревушки - вырастить сложную, многозначную, необъятную в своих духовных проявлениях жизнь'. 'С. - ...поэтический мечтатель, у которого нежный лиризм сочетается с проницательным интеллектуальным анализом...'
В 1939 г. С. находится в состоянии тяжелой депрессии, вызванной, по-видимому, смертью жены, началом второй мировой
войны, а также
войной между Финляндией и Советским Союзом. В этом же году
писатель женится на Анне
Армиа фон Герцен, однако брак оказался непродолжительным и несчастливым.
В это сложное для С. и его страны время он получает Нобелевскую премию по литературе за 1939 г. 'за глубокое проникновение в жизнь финских крестьян и превосходное описание их обычаев и связи с природой'. Из-за
войны торжественная церемония награждения не проводилась, однако С. получил медаль и диплом лауреата на заседании Шведской академии в декабре 1939 г. В своей речи Пер Хальстрем выразил сочувствие финскому народу от имени членов академии, сказав 'Мы преисполнены восхищения не только вами, но и вашим народом...'
Еще в 1930 г, у С. появляются первые признаки интелектуального и эмоционального кризиса, когда
писатель чувствовал, что творческие силы покидают его. Несмотря на присуждение ему Нобелевской премии,
писатель пребывает в депрессивном состоянии и с 1940 по 1943 г. находится в психиатрической клиники, однако продолжает
писать. 'Август' ('Elokuu', 1941) и 'Красота и страдания человеческой жизни' ('Ihmiselon ihanuus ja kurjuus', 1945) отличаются глубоким пессимизмом, герои этих произведений - несчастные
писатели и поэты, считающие себя неудачниками, - мотив, безусловно, автобиографический.
Последней книгой
писателя стал трехтомник воспоминаний, куда вошли 'Парень жил своей жизнью' ('Poika eli elamaansa', 1953), 'Рассказываю и изображаю' ('Kerron ja kuvailen', 1955) и 'Главное событие дня' ('Paiva korkeimmillaan', 1956). Высокий, широкоплечий
мужчина, лысый и бородатый, с пристрастием к алкоголю, С. стал наконец в эти годы любимцем нации, ее патриархом, за которым утвердилось прозвище Дедушка. В последние годы жизни
писатель часто выступал по радио и пользовался огромной популярностью. С. умер в Хельсенки в 1964 г.
Лаури Вильянен писал о литературных достижениях С.: 'Ни одному финскому
писателю еще не удавалось 'подметить' мельчайшие события, происходящие на деревенской улице, в избах и в шалашах, в любое время дня и ночи, в праздники и будни. Едва ли будет преувеличением сказать, что как
психолог С. - уникальное явление в европейской прозе'. Финский критик и очеркист Кай Лайтинен отмечал, что 'для С. человек является частью природы: в его героях ощущается огромная жизненная сила, та сила, благодаря которой растут деревья и рождаются звери...'