ДРАНОВСКАЯ Лидия(Актриса)
Комментарии для ДРАНОВСКАЯ Лидия
Биография ДРАНОВСКАЯ Лидия
Она сыграла в комедии, которая не понравилась Сталину. И кинематограф забыл эту актрису на 50 лет... Она пришла в кино в пятнадцать лет. Яков Протазанов - классик русского кинематографа, создатель знаменитой "Бесприданницы", за три года до войны снял "Семиклассники" - ленту, особенно полюбившуюся молодому зрителю. В одной из главных ролей - Лидия Драновская. Это было шумное начало. Потом уже после войны она снималась у Пудовкина в "Жуковском", у Рошаля в "Римском-Корсакове", но имя принесла ей изящная комедия Юлия Райзмана "Поезд идет на Восток". Фильм вышел на экран в 1948 году, в самое, казалось бы, неподходящее время для любовных историй. Но рассказ о романе, возникшем между морским офицером и очаровательной выпускницей биофака в поезде по дороге во Владивосток, притягивал к себе зрителей. Толпы осаждали кинотеатры. Лидия Драновская имела огромный успех, она пленяла искренностью, чистотой и редкой прелестью. Однако лента вызвала гнев Сталина и была грубо обругана официальной критикой. Не прошло и трех лет со дня победы в Отечественной войне, люди еще хорошо помнили огонь минометов, бомбежки, прожитые всеми жестокие годы. "Поезд идет на восток" был отдушиной, его смотрели по десять раз подряд. Особенно потому, что вокруг полыхало безумие. Кампания космополитизма была в разгаре. Люди боялись друг друга, прислушивались к лифту и ночным шагам за дверью; газеты постоянно сообщали о раскрытии заговоров антипатриотических сил. Уже были унижены Зощенко и Ахматова, круг "космополитов" ширился: к театральным критикам присоединили поэтов и кинорежиссеров, процветал антисемитизм, начали разоблачать "безродных космополитов", скрывающихся под псевдонимами. Арестовывали людей, оказавшихся в плену, не успевших эвакуироваться, вернувшихся добровольно из эмиграции, репрессированных в 30-е годы, имеющих родственников за границей. Произвол был воистину всеобъемлющий... Как рассказывал впоследствии Райзман, Сталин во время просмотра картины раздраженно заметил: "Я сойду на следующей станции" - и ушел из просмотрового зала. Фильм изничтожили. Молоденькая Лидия Драновская была подвергнута оглушительной критике. Спустя 50 лет, в наши дни лента была показана по шестому каналу телевидения. Мне довелось посмотреть ее вновь в ЦДРИ на вечере, посвященном Лидии Драновской. Фильм отнюдь не кажется устаревшим. Игра Лидии Драновской и Леонида Галлиса вполне современна и точна. Идеологические приметы времени выглядели наивно, но это не помешало зрительному залу смотреть фильм с видимым наслаждением.
Картина представляет собой идеальную комедию, Драновская принесла в нее редкую художественную правду, трогательную чистоту чувств. И она, и ныне уже покойный Леонид Галлис (он долгие годы играл на сцене Театра имени Ермоловой) были живыми, искренними людьми.
Лицо Лидии Драновской стало знаком наступления новой эпохи в кинематографе. То было время, когда эталоном женской красоты считались Любовь Орлова и Марина Ладынина, снимавшиеся в лентах о том, чего не бывает на свете. Может быть, именно это и раздражило "вождя и учителя всех времен и народов". Кто знаетN Но кинематографическая судьба Драновской была сломлена. Ее изредка еще снимали: то в "Нахлебнике" по Тургеневу, то в фильме "В мирные дни", но зловещая тень уже преследовала ее. Человек удивительно скромный, добрый, как сегодня бы сказали, непробивной, она снималась в массовках, в мелочах, дублировала западные ленты. И долгие годы числилась в труппе многострадального Театра киноактера, никому не досаждая, не надоедая и ничего не требуя. Ее громкая слава в конце 40-х годов со временем погасла и отошла в прошлое. В 1993 году в Нью-Йорке в Музее современного искусства проводили неделю русского кино. Помню, как шел по Пятой авеню и, повернув к Шестой, увидел на фронтоне огромный портрет Лидии Драновской. В трогательном беретике, в локонах по-домашнему взбитых волос, лицо ее было близким, родным, а взгляд - естественным и понятным. Шел фильм "Поезд идет на восток", билета достать было невозможно. Толпы американцев осаждали кинозал. В то время я работал в Нью-Йоркском университете, и друзья с факультета кино спрашивали о Лидии Драновской. Но я о ней тогда ничего, к сожалению, не знал: ее имени нет в энциклопедическом словаре, она не имеет никаких званий, не выступает со сцены с воспоминаниями, не пишет мемуаров. Она давно привыкла к невниманию к своей судьбе и не имела никакого понятия о том, что в Нью-Йорке в журналах иногда печатают ее лицо как символ нового времени, наступившего в России, несмотря на жестокий сталинский режим.
В 1997 году режиссер Игорь Апасян решил снять фильм по повести Рея Брэдбери "Вино из одуванчиков" с Лидией Драновской в главной роли старой миссис Бентли. Режиссером был задуман панегирик в защиту детства, гимн человечности, доброте, любви и добросердечию. Решить эту задачу и был призван образ бабушки, юных персонажей фильма.
Драновская спустя полвека вновь появилась на экране и вновь поразила прелестью и чистотой, безупречным мастерством. Миссис Бентли когда-то была юной, теперь она показывает детям колечко, которое носила в детстве, маленькую гребенку, которой когда-то расчесывала волосы, свою детскую фотографию... И понимает: сознание детей сковано, они не могут представить себе, что тоже станут стариками. Рано или поздно молодость освобождается от собственных иллюзий. Но в этом освобождении всегда заключена какая-то тоска, неболтливая боль - неболтливая потому, что у юности еще нет слов для выражения этой боли, и высшая мудрость взрослых - почувствовать молчаливое страдание взросления. Лидия Драновская играет смерть миссис Бентли с невероятной силой, в основе мастерства - интенсивность тонов, градация оттенков. Она удивительный аналитик самых иррациональных состояний. Когда она вышла на сцену ЦДРИ на вечере, устроенном в ее честь впервые в ее нелегкой и совсем несчастливой кинематографической жизни, зал долго аплодировал ей. Каким-то таинственным образом она сохранила свое очарование и свои жизненные силы. Прирожденная кинематографическая актриса, в сущности, прожила жизнь без кино, но в отличие от других - талантливых и удачливых своих коллег, снимавшихся без остановки, Лидия Драновская останется в истории мирового кино как актриса, чей экранный облик как бы возвестил в нашей стране, что внутреннюю свободу чувств и игру жизненных сил погасить нельзя. Мы много лет восхищались, восхищаемся и поныне Одри Хепберн, которую "создал" Голливуд. Лидия Драновская по природному дару могла стать советской Одри Хепберн, только у нее не было Голливуда и не было никого, кто был бы заинтересован в ее судьбе. Ей пришлось много претерпеть, хотя ее дарование никем не оспаривалось. Лирическое творчество было ненужным в сталинские времена, и акварельные краски актрисы вызвали только раздражение диктатора, привыкшего к кинематографическим сказкам, которые он поощрял. Но талант выжил, это доказал фильм "Вино из одуванчиков". И можно понять собравшихся на творческом вечере Лидии Драновской, когда они устроили овацию скромной, уже немолодой женщине, вышедшей на сцену после стольких лет забвения, подарившей им радость встречи с талантом в ее молодости и в наши дни.
Комментарии пользователей
|
|
|