(в миру Николай Майков; ок. 1433-1508), церковный деятель, внесший выдающийся вклад в теорию и практику русского монашества.
Родился в
Москве. В юности был 'скорописцем', т.е. переписчиком книг. Постригся в Кирилло-Белозерском монастыре, приобщившись там к жизни и учению 'заволжских' (т.е. монашествующих на другом - по
отношению к
Москве - берегу Волги) старцев. Совершил
путешествие в Палестину и Константинополь; долго пробыл на Афоне, всецело проникшись впечатлениями аскетизма, молитвенного 'умного делания'. Испытал глубокое воздействие византийского исихазма, в том числе идей Симеона Нового Богослова (11 в.) и Григория Синаита (14 в.). Вернувшись на родину (между 1473 и 1489), основал обитель поблизости от Кириллова. Идеалом монашеской жизни стало для него не характерное в ту пору для
России скитское житие (небольшими группами иноков), которое Нил считал наилучшим, 'царским путем' аскезы в сравнении с общежитием (
киновией) и отшельничеством. Сурово осуждал роскошь церковного убранства, 'серебро и злато', всякого рода 'стяжание', т.е. экономическую экспансию церкви в мир, считая, что монахи должны довольствоваться исключительно плодами собственного труда. Не одобряя фанатического изнурения плоти, призывал сосредоточиться на внутреннем мире души, усмиряемой в ее греховных порывах посредством 'умной',
психологически-сконцентрированной молитвы; проповедовал также мягкость в
отношении к еретикам, считая тех из них, кто раскаялся, 'мучениками'.
Пропаганда терпимости, а в особенности 'нестяжания' вызвала резкое неприятие у церковного большинства, хотя царской власти (в лице Ивана III) идеи Нила - в том, что касалось лишения монастырей их недвижимого имущества, - были вполне симпатичны. Так или иначе борьба, разгоревшаяся на соборе 1503, куда Нил был призван, завершилась поражением 'нестяжателей' и победой 'иосифлян', т.е. сторонников Иосифа Волоцкого, отстаивавшего противоположные принципы. На раннем этапе этой борьбы Нил
Сорский скончался (7 мая 1508). Наиболее ревностным продолжателем его дела выступил князь-инок Вассиан Патрикеев.
Написанные Нилом монастырский устав, Предание
ученикам, духовные послания и завещание принадлежат в лучшим образцам
религиозной словесности русского Средневековья.