Вассиан Косой(выдающийся церковно-политический деятель Московской Руси)
Комментарии для Вассиан Косой
Биография Вассиан Косой
инок, в миру князь Василий Иванович Патрикеев. По происхождению своему Вассиан принадлежал к знатнейшему боярству и в конце XV в. являлся одним из главарей боярской партии, стоявшей в вопросе о престолонаследии за внука Ивана III , Дмитрия , против Софии Палеолог и ее сына Василия , в вопросах государственного строя - за властное участие боярства в управлении. В церковных делах эта партия была близка к еретическим и вообще свободолюбивым кругам. Можно установить связь между Вассианом и так называемыми "жидовствующими". С падением его партии Вассиан был пострижен в монахи и удалился в Кирилло-Белозерский монастырь (1499). Став учеником Нила Сорского , Вассиан усвоил его мировоззрение и всю совокупность его практических взглядов. Вероятно, уже в 1503 г. Вассиан вместе с Нилом прибыл в Москву, где состоялся собор о вдовых попах. Когда Иосиф Волоцкий вновь поднял вопрос о мерах борьбы с еретиками, Нил и его ученики выпустили против Иосифа знаменитое "Послание заволжских старцев", требовавшее снисходительности к еретикам. Это послание некоторые ученые приписывают Вассиану. Впоследствии между Вассианом и Иосифом произошел обмен полемическими сочинениями. В княжение Василия III Вассиан скоро занял выдающееся положение. Его называли "великим временным человеком", то есть временщиком. Он жил то в Чудовом, то в Симоновом монастыре и постоянно бывал во дворце. Благодаря его влиянию была смягчена участь еретиков; одно время великий князь даже воспретил Иосифу писать против Вассиана. Не без участия Вассиана был избран, по-видимому, на митрополию близкий Нилу и его последователям Варлаам. Около 1517 г. Вассиан, по соглашению с митрополитом Варлаамом, приступил к пересмотру "Кормчей", свода церковных постановлений и "градских" законов византийских императоров. В их работе, с 1518 г., принял участие прибывший с Афона Максим Грек . Вокруг него группируются оппозиционно-настроенные люди и среди них Вассиан. В 1523 г. на митрополию возводится Волоколамский игумен "иосифлянин" Даниил, и скоро затем начинается гонение на людей оппозиционного направления. Влияние Вассиана начинает слабеть, что, может быть, объясняется, помимо других причин, еще и неодобрением, высказанным Вассиану разводу великого князя. В 1531 г. Вассиан должен был предстать перед собором как подсудимый. Митрополит Даниил предъявил Вассиану ряд обвинений: самовольное исправление "Кормчей", внесение в нее мыслей "эллинских мудрецов", произвольное устранение из "Кормчей" текстов, говорящих в пользу права монастырей владеть вотчинами, хулу на чудотворцев, в частности непризнание таковыми святого Макария Калязинского и митрополита Ионы , "еретические строки" в переводе Метафрастова жития Богоматери, признание Христа тварью, еретическое учение о нетленности плоти Христовой. Последние два обвинения были явно противоречивы. Вассиан защищался очень энергично и язвительно, но осуждение его было предрешено; собор признал его виновным и заточил во враждебный ему Иосиф-Волоколамский монастырь, - жестокая, издевательская кара. Год смерти Вассиана не известен. Он умер, во всяком случае, до 1545 г., если верить сомнительному показанию Курбского , - насильственной смертью. И в сочинениях и в деятельности своей Вассиан является человеком независимым, передовым, прямым, гордым, несколько заносчивым, боярином в монашеской рясе, в полемике страстным до неистовства. Был ли он вполне последователен, трудно сказать. Его противник Зиновий Отинский бросает тень на его нравственную личность, представляя его ведущим пышную жизнь в Симоновом монастыре. Проверить показания Зиновия мы пока не можем. Из сочинений Вассиана до нас дошло немногое, хотя на основании слов самого Вассиана можно думать, что им были написаны обширные "тетради". То, что дошло до нас, свидетельствует о недюжинных дарованиях и сильной оригинальной мысли. Вассиан необыкновенно ярко, остро и выпукло формулировал доктрину "нестяжателей". Особенно хороши строки, посвященные изображению угнетенного положения крестьян на монастырских землях. В сочинениях Вассиана всюду сказывается редкий в Московской Руси критицизм. Он строго различает между писанием и преданием и между различными источниками вероучения и церковного права. Он считает Евангелие и апостольские писания основным источником веры и нравственности; его утверждение: "есть во святых правилах супротивное евангелию и апостолу и святой отец жительству" звучало в его время очень смело. В полемике Вассиан не нагромождает тексты и стремится следовать не букве закона, а духу евангелия. Его требование простоты в церковном убранстве также заслуживает внимания. В истории русского канонического права Вассиан занимает видное место как автор особой редакции Кормчей, в духе "нестяжательских" доктрин, с устранением церковных уставов Владимира и Ярослава и "градских законов". Он внес в Кормчую толкования знаменитого византийского канониста Вальсамона, проложив тем путь его сочинениям в Россию. В истории догматов Вассиан интересен как представитель в России учения о нетленности плоти Христа еще до воскресения. К этому учению, с точки зрения господствующей церкви, еретическому, Вассиан, по-видимому, пришел, начав с отрицания божественности Христа и пережив долгий период исканий, характерных для Вассиана. Сочинения Вассиана и его Кормчая оказывали влияние и в последующее время. Сочинения Вассиана изданы А.С. Павловым в "Православном Собеседнике" (1863, сентябрь - октябрь). Приписанный В. Бодянским памфлет (издание "Чтения Общества Истории и Древностей", 1859, N 3), по-видимому, Вассиану не принадлежит (см. "Беседа Валаамских чудотворцев", VI, 303). Отрывок из "Прения митрополита Даниила с иноком старцем Вассианом" напечатан в "Чтения Общества Истории и Древностей" (1847, N 9). - Литература, кроме общих трудов по русской истории и истории русской церкви: Жмакин "Митрополит Даниил" ("Чтения Общества Истории и Древностей", 1881, N 1 - 2, и отд. М., 1881); А.С. Архангельский "Нил Сорский и Василий Патрикеев" (СПб., 1882); Павлов "Исторический очерк секуляризации церковных земель в России" (Одесса, 1871); его же "О Кормчей инока князя Василия IIатрикеева. ("Ученые Записи Казанского Университета", 1864, N 2); П - в "Василий Патрикеев и его полемика против монастырских вотчинных имуществ ("Чтения Общества Любителей духовного просвещения", 1873, N 5); Хрущев "Князь-инок Василий Патрикеев" ("Древняя и Новая Россия", 1875, N 3). Алексий Елачич.
Комментарии пользователей
|
|
|