"Если я где-то был без фотоаппарата, то я там не был..."
Феликс Лурье Фотолюбитель.
Феликс Робертович Лурье - один из старейших фотолюбителей нашего города - родился 19 августа 1930 года в Ленинграде. Отец
Феликса занимался фотографией, он и приучил сына к фотокамере. После войны в школе
Феликс ходил в фотокружок.
В 1956 году Ф.
Лурье окончил Ленинградском военно-механический институт. После окончания Военмеха, уже в Саратове Ф.
Лурье как единственному фотолюбителю в конструкторской группе доверили скоростную киносъемку, и он увлекся кинолюбительством, став одним из основателей саратовского киноклуба.
В 1959 году Ф.
Лурье вернулся в Ленинград. Киноклуба в городе не было, зато активно работал знаменитый на всю страну народный фотоклуб Выборгского Дворца культуры. С 1960 года Ф.
Лурье стал членом этого клуба. С тех пор он не расстается с камерой. Именно в клубе на встрече с известными ленинградскими фотографами-профессионалами - Брязгиным и Стукаловым - Ф.
Лурье научился делать фотоальбомы - самодельные книжки на одну тему. Как правило, они посвящались природе - "Осень", "Туман", "Мосты". А так как интересы
Феликса Робертовича можно разделить, в основном, на три группы - литература, театр, живопись, то он стал посвящать альбомчики литературным вечерам, открытиям художественных выставок, спектаклям. Их много сотен.
С 1968 г. Ф.
Лурье работал на "Арсенале" инженером-конструктором, у него около 30 конструкторских изобретений. Фотография никогда не была его профессией и лишь в конце 90-х годов он по договору полгода работал в театре "Зазеркалье", сделал 50 портретов для фойе театра.
Был постоянным сотрудником и членом редколлегии многотиражной заводской газеты и постоянно помещал там информацию и рецензии на выставки, спектакли и литературные вечера в нашем городе.
На "Арсенале" был клуб любителей литературы. Народный дом книги "Арсеналец" организовал в 1972 году литературный абонемент в Доме писателя имени В. В. Маяковского, где регулярно, много лет подряд проходили встречи с известными писателями, поэтами и драматургами. Ф.
Лурье стал завсегдатаем Дома писателя и сделал множество замечательных фотопортретов: Иды Наппельбаум, Павла Антокольского, Натана Эйдельмана, Даниила Гранина, Михаила Жванецкого Андрея Битова, Федора Абрамова, Беллы Ахмадулиной... Портреты он обязательно дарил своим героям, и в его коллекции хранится множество благодарных отзывов.
Ф.
Лурье любил ходить на выставки и вскоре стал снимать слайды, в основном, картин малоизвестных молодых художников. Постепенно образовалась коллекция примерно из пяти тысяч слайдов - с их помощью в качестве лектора общества "Знание" фотограф регулярно делал обзоры художественных выставок на своем заводе и в фотоклубе, а сейчас, когда живопись андеграунда стала частью истории, его слайдами пользуются искусствоведы.
В 70-80-е годы в нашем городе были весьма популярны народные театры, которым давалось чуть больше свободы - а работали там прекрасные режиссеры, ставшие впоследствии известными мастерами. Генриетта Яновская в театре "Синий мост" (в ДК им. Володарского), Вениамин Фильштинский в "Перекрестке" (в ДК I Пятилетки), Вадим Голиков в ЛГУ, Лев Шварц в "Четырех окошках" (ДК им. Ленина).
"Мать Иисуса" Володина, "Марат-Сад" Вайса, "Самоубийца" Эрдмана, "Дракон" Шварца - эти пьесы в те времена можно было увидеть только на сцене народных театров - в профессиональные они не допускались. В этих коллективах не было штатных фотографов - и Ф.
Лурье с удовольствием снимал спектакли и выпускал фотогазеты и альбомчики, бывал с театрами на гастролях в нынешнем ближнем зарубежье - в Таллине, Тарту, Вильнюсе, Каунасе.
"Культуртрегерское хобби" Ф.
Лурье и общение с мирами литературы, театра и живописи иногда приводили к тому, что между людьми, которых он знакомил друг с другом, возникали новые творческие связи и отношения. Обширный "банк данных" Ф.
Лурье понадобился и "Всемирному клубу петербужцев". При выпуске альманаха "Тебе, Петербург" пригодились не только фотопортреты - несколько участников оказались в альманахе по "наводке" мастера.
Много выставок, прошедших в кафе-салоне "Старая Деревня", также появилось благодаря
Феликсу Лурье.
С 1998 года
Феликс Лурье увлечен цветной фотографией. Одни из самых запоминающихся работ мастера - женские портреты, среди них, конечно, и фотографии жены.
Личная жизнь художника сложилась удачно. Его занятие творчеством нашло отклик у близких людей. Эрлена
Лурье - поэтесса, лепит замечательные фигурки из теста, шьет, в молодости увлеклась фотографией. Фотоаппарат их и познакомил - разговорились на стадионе во время празднования 250-летия Петербурга. Двое сыновей
Феликса Робертовича - художник и филолог - тоже любят фотографию.
Фотоаппарат позволил Ф.
Лурье познакомиться с большим кругом писателей, художников, актеров и режиссеров, которые и стали "героями" его многочисленных выставок, а регулярные посещения самых разных литературных вечеров, выставок и спектаклей привели к тому, что он стал летописцем культурной жизни нашего города с 70-х годов по нынешние времена. Многие работы Ф.
Лурье публиковались в журналах "Советское фото", "Нева", "Аврора", "Юность", "Огонек", "Художественная самодеятельность"; в газетах "Советская культура", "Литературная газета", "Смена", "Вечерний Санкт-Петербург", "Невское время", "Час пик". Портреты часто помещались в книгах петербургских писателей и литературоведов, их можно было увидеть на многочисленных фотовыставках, на стендах Дома писателя.
В городе прошло 15 персональных выставок Ф. Р.
Лурье, на которых наряду с портретами представлены жанровые и пейзажные снимки.
Фотоальбом Лурье Феликса Робертовича