Родилась 20 марта 1922 года в
Москве. Отец - Антонов Александр Александрович. Мать -
Антонова Ида Михайловна. Супруг - Ротенберг Евсей Иосифович (1920г.рожд.), искусствовед,
доктор наук,
работает в Институте
истории искусствознания заведующим сектором. Сын - Борис (1954г.рожд.).
Ирина росла в семье, где все любили искусство,
музыку,
литературу, театр. Мама окончила Харьковскую консерваторию по классу фортепиано, но не смогла реализовать себя профессионально - помешала Гражданская
война. Отец родом из Петербурга, был активным участником революции, членом партии с дореволюционным стажем,
работал электриком на корабле. Жизнь его сложилась так, что он нашел себя в другом деле: стал специалистом по стеклу, а позже - директором Института экспериментального стекла. При этом очень любил театр и в молодые годы даже
играл в спектакле "На дне" М. Горького в том самом театре, в труппе которого состоял впоследствии ставший
знаменитым актер Скоробогатов. Очень любил бывать с дочерью в театрах, операх, балетах.
В 1929 году отца направили на
работу в Германию.
Ирина с родителями прожила там до 1933 года. За это время она освоила немецкий язык. Изучив его, прочла в оригинале Гете, Гейне, Шиллера. Сразу после прихода к власти нацистов семья Антоновых уехала в Союз.
В
школе Ирина училась хорошо. Она хотела поступать на механико-математический факультет МГУ, но
любовь к искусству оказалась сильнее, и И.
Антонова стала студенткой ИФЛИ. Этот вуз просуществовал всего семь лет, однако немало выдающихся людей искусства вышли из его стен. С началом
войны вуз закрыли, а факультеты присоединили к МГУ. Так, проучившись в ИФЛИ около года,
Ирина стала студенткой университета. Во время
войны она прошла курсы медсестер,
работала в госпитале. В 1945 году
закончила университет и была приглашена на
работу в Музей имени А.С.Пушкина. Тогда при нем была аспирантура, в которой
Ирина училась. Областью ее научных исследований было искусство Италии эпохи Возрождения.
В 1961 году она была старшим научным сотрудником, когда ей был предложен пост директора музея. С февраля 1961 года по настоящее время И.А.
Антонова - директор
Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, одного из крупнейших и авторитетнейших музеев
России и мира.
За долгие годы устоялось мнение, что Русский музей в Санкт-Петербурге и Третьяковская галерея в
Москве специализируются только на произведениях русских
художников, а Эрмитаж и Музей имени Пушкина - музеи западного типа. От нового директора требовались смелость и отвага, чтобы идти вразрез с идеологическими принципами тех лет, устраивать "смелые" выставки.
"Золотыми" годами музея И.
Антонова считает вторую половину 60-х годов, вплоть до перестройки. По новаторским замыслам
работы музея можно сравнить с театром на Таганке тех лет. Так, в 1966 году, несмотря на возражения тогдашнего министра культуры Е.Фурцевой, в музее прошла выставка Тышлера. Позже была проведена выставка
работ А. Матисса. В стенах музея исполнялись
музыкальные произведения, появление которых трудно представить в те годы даже в консерватории: Стравинский, Шнитке, "Всенощная" Рахманинова. С 1967 года по ее инициативе в музее ежегодно проводятся Випперовские чтения - конференции памяти бывшего научного руководителя музея профессора Б.Р.Виппера.
В 1974 году под руководством И.А.Антоновой была проведена коренная реорганизация экспозиции музея. С этого времени в музее организуются "смешанные" выставки. Например, выставка портретов, где соседствовали
работы (к примеру) Ренуара и Серова или же портреты одного и того же человека, выполненные русским и зарубежным
художником. Это позволяло посетителям сравнить, как отечественные мастера выглядят в контексте мировой художественной культуры. Эти выставки производили огромное впечатление на публику.
В 1981 году в музее состоялась большая выставка "
Москва - Париж". Сначала она проходила в центре Помпиду в Париже, потом - в ГМИИ. Она была одной из самых авангардных художественных выставок XX столетия. Были показаны
работы Малевича, Кандинского, Филонова... Ее посетили тысячи людей. В 90-х годах была проведена уникальная выставка - "
Москва - Берлин. Тоталитарное искусство" - русское и немецкое, на которой было представлено даже то, что боялись показать немцы. Выставка явилась прорывом из изоляционизма...
В конце 80-х годов по инициативе и при непосредственном участии Ирины Антоновой была разработана
государственная программа развития музея. В рамках
программы в 1995 году в ГМИИ был открыт музей личных
коллекций. К настоящему времени собрано уже более сорока
коллекций.
В 1996 году И.А.
Антонова явилась инициатором открытия Учебного художественного музея имени И.В.Цветаева, который развернут в здании
Российского государственного гуманитарного университета. Этот отдел ГМИИ имени А.С.Пушкина создавался на материале музейных
коллекций слепков скульптуры древнего мира, средневековья и Возрождения.
В 1998 году в основном здании музея был открыт новый зал - Зал
истории музея, экспозиция которого знакомит с важнейшими вехами создания музейных
коллекций. Экспозиция показывает, как учебный музей слепков постепенно превращался в настоящую сокровищницу мирового искусства. В том же году И.А.Антоновой был создан еще один отдел музея - Мемориальная
квартира Святослава Рихтера. В настоящее время готовится открытие
детского центра эстетического воспитания детей.
В 1998 году музей отметил свое 100-летие. До сих пор датой открытия музея считался 1912 год. Однако днем рождения музея решено было сделать дату его закладки, которая состоялась в 1898 году в присутствии Николая II. Столетие закладки музея отмечалось в помещении Большого театра. Это стало событием культурной жизни современной
России. В нем приняли участие М. Плисецкая, Ю. Башмет, многие выдающиеся деятели культуры и искусства.
Заметное достижение в
работе музея - организация фестивалей "Декабрьские вечера". Целая серия интересных
программ была задумана еще совместно с С.Т.Рихтером. Великий маэстро неоднократно принимал в них участие, так же как И.Архипова, Е.Нестеренко, Е.Кисин. Неизменными участниками "вечеров" были Г. Кремер, М. Плетнев, О.Коган, В.Третьяков, Н. Гутман, Ю. Башмет, Э. Вирсаладзе. В 2000 году "Декабрьские вечера" пройдут в двадцатый раз.
Начиная с первой половины 60-х годов И.
Антонова участвует в Международном совете музеев при ЮНЕСКО (в течение 12 лет - вице-президент, а с 1992 года - почетный член). В течение 6 лет она возглавляет Международный комитет по воспитательной
работе. Более 30 лет она участвует в
работе советского национального совета музеев.
И.А.
Антонова - автор более 100 публикаций (каталогов, статей, альбомов, телевизионных передач, сценариев научно-популярных фильмов). На протяжении ряда лет вела преподавательскую
работу на искусствоведческом отделении МГУ, в Институте кинематографии, в аудитории ГМИИ имени А.С.Пушкина, в Институте восточных языков в Париже.
И.А.
Антонова - действительный член
Российской академии художеств, академик
Российской академии образования, член-корреспондент Академии Сан-Фернандо в Мадриде (Испания),
доктор Российского государственного гуманитарного университета, имеет почетную степень Honoris Causa, звание "Заслуженный деятель искусств
России". Является член Президентского совета по присуждению
Государственных премий. Наряду с О. Табаковым, А. Вознесенским, З. Богуславской, А. Битовым, В. Васильевым, В.Абдрашитовым, В.Аксеновым, Э. Неизвестным, Ю. Башметом она - постоянный член жюри национальной премии "Триумф", член коллегии Большого театра.
В 1995 году удостоена
Государственной премии
Российской Федерации.
Награждена орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, "За заслуги перед Отечеством" III степени, а также орденом Командора
литературы и искусства Франции.
Ирина Антонова свободно владеет немецким, французским и итальянским языками, а также немного английским. Она очень любит театр, балет,
музыку. Особенно выделяет Шопена, Вагнера, Малера, из вокалистов отдает предпочтение Монтсеррат Кабалье. Любимое занятие с детства - чтение книг (классических и современных). Любит и стихи, и прозу, особенно ценит Астафьева, Солженицына, Ахмадулину, Битова.
Среди ее пристрастий - вождение
автомобиля, которым она управляет с 1964 года. Как говорит сама
Ирина Александровна, "не мой дом, а моя машина - моя крепость", подразумевая, что машина - это замкнутое пространство, в котором можно отдохнуть наедине с самой собой, подумать, помечтать во время дороги, что очень важно для человека,
работа которого связана с постоянным общением с большим количеством людей. Увлекается плаванием.
Живет и
работает в
Москве.