ГЕРАСИМОВ Анатолий(Композитор, аранжировщик, саксофонист и флейтист)
Фото Галерея ГЕРАСИМОВ Анатолий (3)
Комментарии для ГЕРАСИМОВ Анатолий
Биография ГЕРАСИМОВ Анатолий
родился в Москве (1945), в джазе с 1962 г., играл в самых известных джазовых составах того периода (оркестры Анатолия Кролла, Юрия Саульского, Бориса Рычкова, Эдди Рознера и др.). Эмигрировал из СССР в 1973 г., поселился в Нью-Йорке, играл в оркестрах Дюка Эллингтона, Тэда Джонса/Мэла Льюиса, сотрудничал с Джако Пасториусом, Четом Бейкером, Джоном Скофилдом, Элвином Джонсом и др. В 80-е гг. много жил в Европе, окончательно поселился в Париже в 1993 г. Сотрудничал с Питером Хэммилом, Карлосом Насименту, много работал для кино и телевидения. С 1995 г. часто посещает Россию, затем фактически переселяется в Москву (в 1997 г. Россия вернула ему гражданство, отобранное Советским Союзом два десятилетия назад). Его LP "As Time Flies" был выпущен фирмой "Мелодия" (1991), он участвовал в записи альбома "Жилец Вершин" проекта "Хвост и Аукцыон" (SNC, 1995), летом 1997 года состоялся релиз его первого сольного CD в России - "Far Away", SB Recording Studio (Новосибирск). Этот альбом был записан в Новосибирске с ансамблем бас-гитариста Петра "Петруччо" Ржаницына. Постоянно работает с собственным ансамблем (Юрий Погиба - клавишные, Антон Ревнюк - бас-гитара, Дмитрий Севастьянов - ударные), с которым в течение года (апрель 1997 - апрель 1998) записал альбом "Да!" (звукорежиссер - Ольга Мошкова). Альбом вышел осенью 1998 года на московском лейбле Boheme Music. Подробнее об альбоме Не в огне гореть Аврора Весной 2000 г. вышел альбом нового проекта с участием Анатолия - группы "Ритуальные танцы" (клавишники Вячеслав Горский и Сергей Манукян, живущий в Петербурге кубинский перкуссионист Йоэль Гонзалес и сам Анатолий). Весной 1998 с ансамблем участвовал в фестивале памяти Сергея Курехина (Нью-Йорк) и фестивале "Джазовая провинция-98" (Курск, Орел, Тула). Постоянно выступает в московских клубах, участвует в российских джазовых фестивалях ("Джазовая провинция-99", "Богема-джазз-99", Московский джаз-фестиваль '99...) Лауреат премии Московской ассоциации джазовых журналистов "Джаз'Ухо-97" в номинации "Мастер года".
Алексей Баташев, из статьи на конверте LP "As Time Flies" (Мелодия, 1991):
"...Москвич Анатолий Герасимов, хоть и окончил музыкалку по кларнету, этот предписанный школой инструмент забросил, любимый саксофон осваивал сам, а он трудно давался, и, конечно, у него были свои профессионально-исполнительские проблемы. Как сейчас, вижу его на джем-сешн в кафе "Молодежном", переминающегося с ноги на ногу около сцены, всей своей музыкальной душою жаждущего играть, но оттесненного нашим провинциальным, еще негустым, но уже чванливым джазовым олимпом. Тогда-то, наверное, высокие коллеги и окрестили его кличкой "Му-Му", которая сохранилась за ним вплоть до верхних этажей его карьеры. Он уже "понюхал джазового пороху" и у Кролла в Туле, и у Саульского в ВИО-66, и в московских летучих ансамбликах, и из саксофонов он не попробовал разве что только альт, но первый успех пришел к нему, когда на московском фестивале "Джаз-68" он сыграл на флейте нежнейшее соло в своей композиции "Белый снег". "Всех увлек поэтичный Герасимов", - сообщила единственная рецензия на славный фестиваль, опубликованная в какой-то многотиражке. В конце 60-х в Москве стали появляться джаз-клубы (их в ту пору называли джазовыми кафе) - "Синяя птица", "Ритм", "Печора", и в этих заведениях Герасимов непременно появлялся, чтобы с кем-нибудь поиграть, но за это почти не платили, и Толя подхалтуривал в МОМА (Московское Объединение Музыкальных Ансамблей, официальная контора ресторанных коллективов - ред.), переходя из кабака в кабак, нигде подолгу не задерживаясь. Однажды Саульский позвал его в свой оркестр, и Толя укатил, попросив приятеля полабать за него, а тот, видимо, на радостях запил, и когда Толя вернулся, то узнал, что уволен за прогулы. - Почему вы часто меняете работуN - поинтересовался кадровик. - Я не меняю - я как был саксофонист, так и остался. - А что вы улыбаетесьN - спросило начальство. - А что мне, плакатьN - ответил Му-Му. Он стал типичным московским джазменом, готовым играть в любом ансамбле или оркестре и в любом стиле от традиции до авангарда. Он много занимался и постоянно раскрывался новыми гранями. Помнится, как-то по радио прозвучала целая программа Толиных композиций и аранжировок, исполненная оркестром Юрия Саульского - это было так свежо, талантливо, интересно. И если его манило что-то впереди, он легко снимался с места. Сунув под мышку сопрано с флейтой, он мог смотать в другой город на интересный джаз-фестиваль или просто на джем-сешн. В начале 70-х к нам приехали два лучших американских бэнда - Эллингтона и Джонса-Льюиса, и Толя ездил вслед за ними, не отходил от них, играл вместе при малейшей возможности, дарил свои партитуры, что-то перенимал, учился. Но дела, как и у многих джазменов, не шли, и в один прекрасный день Анатолий Александрович Герасимов, русский, холостой, беспартийный, пошел в синагогу, придумал себе еврейскую бабушку, но вместо Тель-Авива улетел в Нью-Йорк".
© Алексей Баташев, 1991
Фрагменты из интервью Анатолия Герасимова Радио "Ракурс", май 1997, программа "Джем-клуб" (ведущий - Константин Волков, далее - КВ)
КВ: Как так получилось - приехал человек из какой-то России, где джаза как бы даже и нету, и вдруг раз - и начинает играть в оркестре Дюка ЭллинтонаN АГ: Мы встретились, когда они были в России... по-моему, за год до того, как я уехал... или за дваN КВ: В 71-м... АГ: ...И как-то поддерживали связь - то мне открытки пришлют, то да се... и когда я выехал, то я послал открытку кому-то... Мерсеру! КВ: Сыну ДюкаN АГ: Да... О том, что я в Италии. И они были в Италии, потом оказалось, что искали там меня. А потом я приехал в Нью-Йорк, но как-то не хотел себя навязывать. А потом я чисто случайно шел около Rockafeller Center, и вижу - стоит Дюк. Подойти - не подойтиN Сказать "привет"N ПоздороватьсяN Ну, я подошел и ... он меня вспомнил. Сказал: о, мы здесь играем, в Rainbow Room. Приходи! КВ: И вы пришлиN АГ: И я пришел. На следующий день. И поиграл. Они мне говорят: ну, мы тебе позвоним. Я сказал: здесь все так говорят, "мы тебе позвоним"... Но почему-то они позвонили! КВ: Как произошло, что вы предпочли оказаться...тамN АГ: Произошло это очень неожиданно и внезапно. Мы все хотели куда-то поехать, посмотреть, то да се... люди уезжали в то время в основном в Израиль... и вдруг в один прекрасный день приходит почтальон и приносит мне вызов в Израиль. И я подумал... не помню, два дня или день... и решил подавать в ОВИР. Сначала мне отказали, я пошел на следующий день - и у меня все приняли. И где-то через три месяца я уехал. Все так скоропостижно случилось, что я не успел задуматься... В Тель-Авив меня, конечно, не пустили, потому что я не еврей. Я оказался в Риме... КВ: Как и многие в те годы... АГ: А потом в Нью-Йорке. КВ: И как осуществилось вхождение в нью-йоркскую средуN АГ: Я стал ходить - туда, сюда... Встретил много тех, кто был в Москве, из оркестра Тэда Джонса - Мэла Льюиса, кого-то еще, кому-то позвонил, пришел в тот клуб, другой клуб...даже стал работать на второй месяц... КВ: Сколько продолжался этот период врастанияN АГ: Где-то год, даже меньше... Но это было тяжелое время. Где-то на второй месяц я подумал: куда же я попалN.. КВ: Что вызвало такую острую реакциюN АГ: Сама атмосфера, образ жизни. Все-таки все чужое... Я жил в одном доме в Гринвич-Вилледж, там туалет был на дворе... то есть не на дворе, конечно - на лестничной площадке. Меня это очень поразило, я думал - в Америке такого не должно быть. Ванна стояла в кухне... КВ: Чем вы вообще там на жизнь зарабатывалиN АГ: Старался музыкой. Не всегда получалось... Преподавал. В Нью-Джерси, в Джерси-Сити была такая... даже не музыкальная школа, а что-то вроде Дома культуры... я там преподавал музыку детям, взрослым... где-то с полгода. Вообще я больше зарабатывал композицией, аранжировками... писал музыку для кино, для театра. Например, записывал музыку для документального... у нас это называлось - научно-популярного... фильма про использование солнечной энергии. Там у меня играл Джон Скофилд на гитаре. В конце 70-х, в 80-е легко было взять на запись хороших музыкантов. Так что я даже стал себя считать больше композитором, чем музыкантом. КВ: Потом вы много жили в Европе, в частности в Париже. АГ: Да. Я стоял на вокзале в Гамбурге и увидел поезд на Париж. Американцу - у меня американский паспорт - виза не нужна, я подумал: а почему мне не поехать в ПарижN Поехал... и в результате провел там года три. Там я много играл с разными этническими музыкантами: бразильскими, африканскими. Только там погода очень плохая..."
Фото ГЕРАСИМОВ Анатолий
Комментарии пользователей
|
|
|