Родился: 15 апреля 1880, Прага, Австро-Венгрия.
Умер: 12 октября 1943, Нью-Рошелль, штат Нью-Йорк, США.
Интересы: экспериментальная
психология,
военная психология, философия
психологии и теоретическая
психология,
психологическое изучение социальных проблем, юридическая
психология.
Образование:
доктор, Вюрцбургский университет, 1904.
Профессиональная деятельность: Берлинский
психологический институт, 1916-29; профессор Франкфуртского университета, 1929-33; профессор Новой
школы социальных исследований, Нью-Йорк, 1933-43; почетный знак Вильгельма Вундта, 1980.
Макс Вертхаймер считается одним из основателей гештальт-
психологии - одного из самых значительных направлений в этой науке. Он изучал юриспруденцию и философию в Кардовском университете в Праге и занимался философией и
музыкой вместе со Штумпфом и Шуманом в Берлине, перед тем как получить
докторскую степень с отличием по
психологии в Вюрцбурге (под руководством Кюльпе).
Основным вкладом
Вертхаймера стала демонстрация фи-(phi)-феномена - оптической иллюзии движения двух неподвижных источников света. Гештальт-
психология использовала этот феномен для того, чтобы подчеркнуть, что переживание (в данном случае восприятие движения) не является простой суммой факторов. В целом гештальтисты не одобряли изучение отдельных элементов в целях понимания мыслей и действий человека.
Вертхаймер подчеркивал первостепенную важность изучения целого для осмысленного понимания его частей. Вместе с Коффкой, Гольдштейном и Грулем он основал новый журнал Psychologische Forschung для публикации результатов исследований гештальт-
школы. Он объединил свои взгляды в "
законе точности", который включал в себя такие явления, как близость, сходство, замыкание и симметрия. Он полагал, что эти явления воспринимаются в основном потому, что сознание навязывает ощущениям определенные организационные принципы.
Политические события в Германии заставили
Вертхаймера оставить профессорскую должность во Франкфуртском университете. Эмигрировав в Нью-Йорк в 1934, он занялся организацией Новой
школы социальных исследований, где преподавал и писал о социальных ценностях, истине и этике гештальта.