БОКАРЕВ Виктор(Художник)
Комментарии для БОКАРЕВ Виктор
Биография БОКАРЕВ Виктор
Родился в 1948 году в г. Москве. После окончания Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова в 1976 году занимается проектированием и оформлением общественных интерьеров. С 1982 года член Международной Федерации художников, Союза художников России и Международного Художественного фонда. С 1985 года практически полностью посвящает себя творческой работе. В каких собраниях работы Работы художника находятся в коллекциях Государственного музея Современного искусства, Mинистра культуры России М.Е.Швыдкого, Государственного Института Искусствознания, частных и корпоративных коллекциях в России, США, Швеции, Германии, Франции, Испании, на Тайване и др. Участие в выставках, аукционах 1985-1988 участие в московских, республиканских, всесоюзных выставках; 1989 Традиции авангарда. Галерея Стуре. Стокгольм; 1990 Авангард 90. Центральный выставочный зал "Манеж". Москва; 1991 Персональная выставка в рамках Международного музыкального фестиваля. Мурсия. Испания; 1991 Персональная выставка 'Москва - современный взгляд'. Музей истории и реконструкции Москвы. Москва; 1992 Персональная выставка. Дом дружбы. Мадрид; 1992 Персональная выставка. Галерея 'Нео шаг'. Москва; 1994 Выставка московских художников. Лос-Анжелес. США; 1996 Персональная выставка. Российско-немецкий культурный центр. Москва; 1999 Выставка акварели. Центральный Дом художника. Москва; 2000 Московская международная художественная ярмарка "АРТМАНЕЖ 2000". Центральный выставочный зал "Манеж". Москва; 2001 Персональная выставка 'Погружение в миф'. Галерея 'У Яра'. Москва; 2001 Арт Салон. Центральный выставочный зал "Манеж". Москва; 2001 Выставка "Россия. Пространство и дух" (вместе с А.Слепышевым). Галерея у Яра. Москва; 2001 Персональная выставка "Пространство Гармонии" в рамках Международного Фестиваля Искусств. Государственный Институт Искусствознания. Москва; 2001 Московская международная художественная ярмарка "АРТМАНЕЖ 2001". Центральный выставочный зал "Манеж". Москва. Автор о себе Я люблю акварель за ее недосказанность: Что говорит художник: Моя цель - не копировать реальность, а передать что-то особенное в том, что я вижу - смешное или грустное, прекрасное или странное, иногда даже мистическое. Передать впечатление или создать новую реальность. В любом случае, важнее всего спровоцировать в зрителе чувство, эмоцию, заставить его рпзделить со мной мир красок и ощущений. Почему акварельN Это - живая субстанция. Между ней и художником всегда возникает диалог, иногда - спор, даже поединок - всегда есть вызов, и так приятно побеждать! Вызов также и в том, что Россия практически не имеет традиции акварели, т.е. многие художники работали акварелью, но никогда не относились к ней, как к живописи, в то время как в Китае, Японии и других странах востока она существовала, как основной вид Живописи, и были созданы настоящие шедевры. Но я не только акварелист. Меня многое привлекает : живопись маслом, дизайн, ткачество...
Что говорят критики: "Пограничная зона между мастерством и творчеством, живым впечатлением и художественной формой - пространство их конфликта и слияния, сомнения и примирения, поиска и решения - пограничная острота и наглядность всех слагаемых творчества придает акварелям Виктора Бокарева драматургию подлинного искусства". А.Сафарова (журнал "Декоративное искусство",2001г.)
"Акварель - это, в общем-то не техника. Это - состояние души. Надо быть человеком, действительно ей глубоко преданным, -для самореализации в этом виде искусства. В.Бокарев сумел после нескольких лет строгостей дизайнерской практики обратиться к самому поэтичному, самому облегченному визуально, но сложнейшему технически способу живописания - при помощи воды. Он выбрал только одну из четырех стихий. Но степень его проникновения в мир этой стихии - его убедительность на уровне безусловном... Как раз для искусства Виктора подходит понятие "влажного пути", в духовной практике означающего едва ли не самый сложный путь внутреннего поиска и познания." С.Попов (газета "Культура",2001г)
Яркие радостные текучие акварели подкупают зрителя своим изяществом и выразительностью. Декоративные абстрактные гармонии демонстрируют метаморфозное, звенящее, непредсказуемое пространство. Образный мир В.Бокарева, являясь отражением его поэтического восприятия жизни, философских размышлений, свидетельствует о тонкости и изысканности этого художника.
Критика Уже само имя несет в себе информацию о человеке, его жизни и характере. Виктор - победитель. И это правда. Холст, лист бумаги, рамка гобелена - все это поля для сражений. Одержать здесь победу удается далеко не всегда, и даже удавшаяся, как кажется художнику, работа - только первый этап. Следующий - бой за зрителя. Те, кому удалось прикоснуться к творчеству Виктора Бокарева, в этот бой не вступают, добровольно отдавая свои сердца и души его произведениям. В стороне от дешевого фарса и скандальной рекламы он делает свое дело высокопрофессионально, спокойно и красиво. Обаяние его работ ненавязчивое, чистое, почти детское. Ему невозможно не покориться. Как правило, в его картинах отсутствует изображение персоналий. Зритель сам становится персонажем его произведений. Вступая в мир, увиденный художником, мы начинаем дышать его воздухом, чувствовать и видеть вместе с ним. Впрочем, возможно, здесь срабатывают более тонкие материи. Автор полуреалистических, полуабстрактных, полумистических картин, он умудряется оставить тот самый люфт в прочтении своих произведений, когда вступают в силу собственные ассоциации зрителя, вызывая им самим пережитые моменты из почти подкорочной памяти. Даже если Вы не были в Нью-Йорке или не дышали волшебным воздухом Венеции, в Ваших воспоминаниях найдутся удивительные картины и чувства, очень похожие на яркие листы этого магического художника. Фовизм - наверное, из всех направлений в живописи, именно оно является наиболее точным искусствоведческим термином, определяющим творчество Виктора Бокарева. Не совсем обычная работа акварельно-открытыми цветами на полном листе. Акварель - техника сложная. Наиболее сложная из всех. Ее относят то к живописи, то к графике. Редко, очень редко кто из современных художников работает в ней так многогранно, смело, без применения других материалов и средств. Каждая работа - это выплеск энергии, доброй и созидательной. Эмоциональное восхищение миром передается на едином вздохе. Мажорный музыкальный настрой рождает ощущение праздничности и очищения, поэтому от работ не устаешь. Напротив, их хочется видеть вновь и вновь. Они прекрасно вписываются в интерьер, создавая атмосферу доброжелательности и одушевляя его. И еще один важный момент. Художник живет, пока развивается. Я знакома с творчеством Виктора Бокарева уже давно. Каждый раз он для меня - открытие. Он выступает то как оригинальный дизайнер, то как умный инсталлятор, то как тонкий график, то как изысканный живописец. Талантливый человек талантлив во всем. Сейчас Виктор находится в самой активной стадии своей жизни, и, зная его трудолюбие, я уверена, что он еще не раз удивит нас своими работами и что все большее количество истинных ценителей современного искусства обратят внимание на его творчество. Успехов тебе, Победитель!
Светлана Чернышева Декабрь, 2000 г.
Выставка Виктора Бокарева "Погружение в миф" в галерее "У Яра" (Выдержки из статьи)
Акварель - это, в общем-то не техника. Это - состояние души. Надо быть человеком, действительно ей глубоко преданным, именно что "погруженным", - для самореализации в этом виде искусства. Выпускник Строгановского училища Виктор Бокарев сумел после десяти лет строгой дизайнерской практики обратиться к самому поэтичному, самому облегченному визуально, но сложнейшему технически способу живописания - при помощи воды. Он выбрал только одну из четырех стихий. Но степень его проникновения в мир этой стихии - его убедительность на уровне безусловном: эта выставка уже шестая персональная за последние несколько лет (одна из них проходила в галерее "Нео-Шаг", сменившей имя на "Новую коллекцию", которая теперь - в числе лучших городских галерей). Он видит весь наш мир сквозь призму водных красок, и даже солнце - прежде всего как зыбкое отражение на глади воды. Kак раз для искусства Виктора подходит понятие "влажного пути", в духовной практике означающего едва ли не самый сложный путь внутреннего поиска и познания. Вода творит миф - правило, на данной выставке подтвержденное автором во всей полноте. Но вода - это пространство в первую очередь душевное, а творит Бокарев поистине от всей души. Его почерк как художника быстр и размашист и при этом безошибочен. Один неправильный удар кисти, единственная помеха - и лист "запорот". Легкость в сочетании с ответственностью - это чаще всего не для нашего человека. надо быть "слишком" дальневосточным каллиграфом, чтобы это сочетание укреплять, чтобы картина оставляла ощущение завершенной уже на "первом вздохе". В то же время акварель Бокарева живописна по всем правилам европейского классического канона. И если о воздействии на его метод худоников-венецианцев, непревзойднных колористов, можно спорить, то сама Венеция - как город, как миф, как мир - поразила Виктора Бокарева за считанные дни на всю жизнь. Венецианские впечатления составляют "львиную долю" этой выставки, и именно в них Бокарев "погружается в миф" на максимальную глубину. Этот город на воде - поистине священный завет для художника акварели. Воздух здесь напитан влагой, особой красотой, в которой мечты,призраки предстают реальнее, чем явь. Передать это так, чтобы зритель пережил даже звуки воды, - для этого нужен и творец с даром вчувствования, аутентичности. Для этого нужна акварель. Но настоящего художника в Бокареве выдает все же не это. А умение подчинять своему видению крайне противоположные впечатления. Акварельно изобразить Венецию логично, как и касанием кисти "размыть" росийские просторы (одна из значительных ранних серий посвящалась путешествию по Волге). Но вот увидеть таким же "небрежным призраком" Нью-Йорк - это определенно ломает сложившиеся стереотипы жанра. Серия, посвящнная этому городу, "Новый Вавилон", удивляет разнообразием применяемых здесь пластических приемов в рамках одной техники. Акварель становится то плотной, непрозрачной,то графичной, пространство перетекает в плоскость, но главный мегаполис Земли все равно остается по-джазовому лиричным и по-домашнему уютным. Бокарев демонстрирует далеко не поверхностную палитру стилей. В его арсенале оказывается равно органичной абстракция - целые серии, в названии одной из которых - "Ускользающий мир" - ухвачена суть и акварельной техники, и беспредметной поэтики; экспрессионизм, фовизм - задор, бешеная ритмика иных работ составили бы честь художнику в период "бури и натиска" этих направлений; и конструктивизм - идеальный полигон для серьзных, почти философских граней живописания. Но все это ненавязчиво претворено в новую материю, почти неосязаемую, но такую чувственную, такую яркую. И погружение в миф воды в работах Виктора Бокарева оборачивается на самом деле парением над этой водой, а глубина - по-своему чувством полета.
Сергей Попов, "Просто добавь воды", газета "Культура" 1-7 февраля 2001 Библиография Каталог, Виктор Бокарев, Изд. 'Амипресс', 2000; Сергей Попов, "Просто добавь воды", газета "Культура" 1-7 февраля 2001
Комментарии пользователей
|
|
|