ВЕЛИКАНОВ Андрей(Художник)
Комментарии для ВЕЛИКАНОВ Андрей
Биография ВЕЛИКАНОВ Андрей
1954 - родился в Москве. Закончил МИФИ и Московский полиграфический институт (факультет графики). С 1990 по 1995 год - в Германии. В настоящее время (1998) живу и работаю в Москве. С 1991 член союза художников Берлина (BBK Berlin). С 1995 - педагогическая деятельность в Москве (студия графического дизайна и авторского видео). 1995 - особое признание и EMARE-стипендия видеофестиваля Ostranenie (Баухауз Дессау, Германия). 1998 - первая премия фестиваля сетевого искусства DADANET, Москва (в номинации арт-проект) 1998 - гран-при фестиваля ART ON THE NET 98, Machida City Museum, Tokio 1999 - третья премия фестиваля сетевого искусства DADANET, Москва (в номинации арт-проект) подробнее см. : http://velikanov.artinfo.ru:
В каких собраниях работы Когда-то производил материальные объекты, но теперь вспоминать об этом не хочется. Теперь же продукт моего труда настолько эфемерен, что собирать нечего. К тому же предпочитаю сам коллекционировать свох жертв и использовать их в качестве материала для умелого творчества, вместо того, чтобы коллекционировали меня. Участие в выставках, аукционах ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ:
Галерея Dead Chickens Warehouse, 1991, Берлин Галерея Invalidenstr,31, 1992, Берлин "30 сюжетов из русской истории", салон Doelberg, 1994, Берлин "Ко дню победы", галерея Aufsturz, 1995, Берлин
АКЦИИ:
"Бассейн Москва", 27.05.94, Москва "Трехдневная война имени Буденного", 31.03-2.04.95, Москва "Красное знамя над рейхстагом", 8.05.95, Берлин "Ритуальное убийство Адольфа Гитлера", 11.05.95, Берлин, галерея Aufsturz "Some like it even hotter", XL-gallery, Москва, декабрь 1998 Автор о себе Когда помещают твое виртуальное тело в банк данных о русских художниках, становится немного не по себе. Ведь что ни говори, а тебя как бабочку накалывают на булавку. Но в принципе, я ничего не имею против. Человек давным-давно начал пристально вглядываться в самого себя. Это началось постепенно, с переменным успехом, потом эпоха Просвещения объявила главную атаку на фронте точного знания, в частности, медицины, а современный постструктурализм довел эту атаку до победного конца в смысле философском, психологическом и социальном. А нам, художникам, использующим различные тонкие эстетические и этические представления, предстоит теперь добить окончательно несчастное животное по имени Человек.
Не так давно произошло знаменательное событие, на которое мало кто обратил пристальное внимание. Да, про это говорили, но как-то мало, и совершенно не придали этому факту фундаментального значения. В 94-м году канадский гражданин Джозеф Джерниган был подвергнут весьма необычной операции. Сначала он был казнен через введение в вену сильнодействующего яда. После казни его тело заморозили и разрезали лазером на аккуратные дольки толщиной 0.3 мм. Потом эти срезы просканировали с высоким разрешением и ввели в компьютер. Получился виртуальный Адам, - анатомическое пособие для ученых, студентов и всех интересующихся, в том числе и художников. Джерниган сам подарил свое тело науке, правда не знал, что именно с ним сделают, но теперь, попав в Internet, он стал, на мой взгляд, канонизированным святым новой эры, новой религии, новой цивилизации.
Но дело не в этом. Разговор идет о том самом пристальном вглядывании человека в самого себя. Можно вглядываться бесконечно, открывая все более глубокие уровни и мельчайшие корпускулы, но ведь когда-нибудь наступит конец! Когда-нибудь долбанет так, что все полетит вверх тормашками! Только, на мой взгляд, уже долбануло, дальше некуда. И новый святой Джозеф Джерниган - свидетельство тому.
Возникает вопрос, что делать в данной ситуации художникуN Можно, конечно, по-прежнему не замечать происшедших перемен. Можно даже не замечать, что искусство окончательно умерло, и как вид эстетической деятельности, и как этической, то есть имеются в виду такие современные виды творчества, как концептуализм, радикализм, политическое и социальное искусство и так далее. Что такое скандальная акция самого безумного радикала, когда можно распилить человека на дольки (причем с его согласия) и получить интереснейшие во всех смыслах графические изображения, доступные любому зрителю.
Что делать конкретно мне, Андрею ВеликановуN Повосторгавшись какое-то время прекрасными срезами Джозефа Джернигана (www.nlm.nih.gov/research/visible/photos.html) я буду мечтать о том, что не мое тело, но моя душа будет когда-нибудь распилена на тончайшие виртуальные срезы и студенты, а особенно студентки гуманитарных университетов, получат прекрасное учебное пособие.
ДА ЗДРАВСТВУЕТ НОВАЯ ЭРА! Критика Поскольку я много критиковал критиков, они, все как один, договорились меня не замечать. Поэтому привожу мнение обо мне не искусствоведа, а филолога.
"Искусство умерло. Сначала умер Бог, потом искусство. Это всем давно известно; говорить об этом скучно. Тем не менее, существуют художники. Все еще существуют. Они не вымерли и не исчезли с лица земли. Они работают (то есть, творят) и даже очень интенсивно. Их даже становится все больше и больше. Чем они собственно занимаются, если искусство уже давно умерлоN Мне это непонятно. Великанову тоже. Я не любопытен, меня это не интересует. А его очень. Он идет к русским художникам и спрашивает. "Мужики, - спрашивает он, - чем это вы тут занимаетесьN" Некоторые лопочут что-то о праве художников на негативную практику или цитируют Дерриду. Другие честно признаются: "Мы работаем." Это понятно. Кто не работает, тот не ест. Они симпатичные люди, у них есть профессия. Они заняты производством товара, который они выдают за искусство, и который Великанов считает загадочной русской душой. Они серьезно относятся к своим обязанностям. Они похожи на директоров заводов (они теперь в России называются менеджерами). Они любят свои изделия, уважают изделия других производителей и участвуют в жестокой конкурентной борьбе. Их продукция демонстрируется в выставочных залах, снимается на пленку, архивируется и, в конце концов, подвергается вторичной переработке искусствоведами. Продукция их - это они сами. ... Поставщики объектов у Великанова - это художники. Он изготавливает свои Ready-Mades из художников. ...Великанов любит мифологию. Он с удовольствием сравнивает себя с Эдипом. Эдип умел отгадывать загадки и спас Фивы от чумы. Когда Великанов пришел в Фивы, он увидел, что в городе все мертвы. Больше спасать было некого. Оставалась единственная возможность - воскрешать мертвых. Йорик превратился в Лазаря. Великанов устроил публичное воскрешение на дне осушенного бассейна. Раньше там стоял самый большой храм в России. Сталин велел его взорвать. Там Великанов творил чудеса. Тогда к нему пришли верующие. Они несли хоругви: "С нами Бог!" и пели гимны: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав." Может быть, они перепутали Великанова со своим БогомN Они что, не знали, что Бог умерN Уж не догадались ли они, что происходит у них на глазах на этом "святом для всех русских" местеN Единственный способ побороть смерть - это сама смерть. Как оживить мертвое искусствоN Сделав из него искусство. Круг замыкается.
Язык языкознания - это язык, на котором говорят о языке. Поэтому он называется метаязык. Хочешь заниматься языком - воспользуйся метаязыком. Это известно каждому филологу и каждому младенцу. Когда хотят говорить об искусстве, пишут статьи. Это называется искусствоведением. А вот когда из искусства делают искусство, чтобы воскресить его из мертвых, тогда это уже никакое не искусствоведение. Это что-то вроде чуда. Это метаискусство.
Великанов, однако, считает себя художником. Вероятно, по привычке. "Хотя он и художник, нет для этого русского ничего святого" ("Ко дню победы"). Так оно и есть, сколь долго он остается художником. Но стоит ему возвыситься до метахудожника, он обретает нечто святое. Метаискусство. Насколько это справедливо для других русских, мне неизвестно. "
Николай Клименюк, "Святое Метаискусство и Великанов, Великий и Ужасный" в сборнике "Антиутопия",1996, фонд Баухаус Дессау, Германия, стр. 52-55 ПУБЛИКАЦИИ:
"30 сюжетов из русской истории", 1994, Берлин, издательство университета имени Гумбольдта (рус., нем.) "Бассейн Москва", 1995, там же "Ко дню победы", 1995, там же (нем.) "Ко дню победы", 1995, в каталоге фестиваля Ostranenie (нем., англ.) "Разговор с ангелом", в журнале "Sleipnir", 6, 1995, Берлин (нем.) "Гарри, маркиз де Сад и Петр Великий", в журнале "Художественная воля", 1996, Санкт-Петербург "Время сочинять антиутопию", в "Независимой газете" 29.06.1996 "Антиутопия",1996, статьи и эссе, фонд Баухаус Дессау, Германия (рус., нем.) "Придуманные истории", в журнале "Via Regia" (Эрфурт, Германия) Nr.4, 1997 (нем.) "Ausgedachte Geschichten", в журнале "Sklaven" (Берлин), Nr.32/33, 1997 (нем.) "Begebenheit auf einem Bahnhof", в журнале "Sklaven" (Берлин), Nr.44/45, 1998 (нем.)
Комментарии пользователей
|
|
|