(1737 - 94). Служил в
военной службе; был секретарем при кабинет-министре Елагине. Он первый в русской литературе выступил с протестом против условностей классицизма и крайней подражательности. Свои взгляды он излагал в предисловиях к своим пьесам. Он считал необходимым в русских пьесах и пьесах, переделанных на русские нравы, избегать того, что совершенно этим нравам не свойственно.
Лукин стремился к простоте языка и отрицательно относился к
комедии Сумарокова , чем стяжал репутацию хулителя славных русских
писателей. Понимание "самостоятельности", которой
Лукин требовал от русской
комедии, было чисто внешнее. Оно сводится к устранению бытовых черт, чуждых русским нравам, имен вроде Оронта, которые были в ходу еще в начале XIX века, даже в некоторых пьесах Грибоедова . Единственная "самостоятельная" пьеса
Лукина: "Мот
любовью исправленный" (1765), написанная во исполнение желания императрицы Екатерины видеть
комедию "прямо
российскую", представляет собой довольно неудачное подражание французским пьесам, совершенно лишенное действительной самобытности. Другие его пьесы-переделки "на русские нравы" французских
комедий. Одна из лучших - "Щепетильник" (переделка с французского). "Щепетильник" (bijontier) торгует безделушками во время маскарада. Это позволяет автору провести перед зрителем ряд лиц - Вздоролюбова, Обиралова, Легкомыслова, - представляющих собой копии с французских оригиналов; только в поэте Самохвалове есть очень отдаленное отражение личности Сумарокова. Любопытны попытки
Лукина заставить крестьян говорить народным языком. Успеха пьесы
Лукина не имели и вызывали нападки со стороны журналов. Рассказывают, что во время представления одной из его пьес какой-то злой шутник раздавал всем присутствующим старые газеты, говоря, что они гораздо интереснее пьесы.
Лукин горячо приветствовал появление в 1765 г. "всенародного театра", признавая его воспитательную роль. Совместно с Елагиным
Лукин перевел роман "Приключение маркиза Г., или Жизнь благородного человека, оставившего свет". Его пьесы изданы в 1868 г. Ефремовым ("Сочинения и переводы В.И.
Лукина и Б.Е. Ельчанинова", со статьей А.Н. Пыпина ). - См. В. Б. "И.В.
Лукин" ("Ежегодник Императорских театров", 1893 - 1894); Тихонравов "Сочинения" (том III, часть 2); Варнеке "
История русского театра".