ХОМЯКОВ Алексей Степанович(Философ, богослов, поэт, идейный вождь славянофилов.)
Комментарии для ХОМЯКОВ Алексей Степанович
Биография ХОМЯКОВ Алексей Степанович
1/13.5.1804 - 23.9/5.10.1860 Общая информация Окончил экстерном физико-математическое отделение Моск.ун-та. В 1822-1829 - на военной службе. Эссе Х. "О старом и новом"/1839/ положило начало оформлению славянофильской идеологии. Сформулировал идею "соборности": духовная связь должна "соборно" объединять членов церкви "в любви и истине". Сохранение соборного начала в жизни русского народа /ее аналогом выступает древний славянский институт - община/ служит для Х. теоретическим основанием для вывода о всемирно-историческом значении русской нации. Источником действительности считал "волящий разум". Развил концепцию о цельном знании /"живознании"/, в котором реализована полнота духовного опыта. Историософская часть философии Х. включает признание действия двух начал: кушитства и иранства, последнее из которых - символ свободного духа, а первое - выражение преобладания вещественного начала. Славянофильская концепция разрабатывалась Х. совместно с И.В.Киреевским, затем к ним примкнули Ю.Ф.Самарин и К.С.Аксаков. Соч.: "Церковь одна", "Несколько слов православного христианина", "Записки по всемирной истории", "По поводу Гумбольдта", "По поводу статьи И.В.Киреевского", "О современных явлениях в области философии". Характеристика воззрений История философии Хомякова представляет собой подразделение всех действующих в истории сил на два основных класса - иранство, то есть религия свободы и свободного духа,и кушитство, религия необходимости и подчинения земному началу. Наиболее ярко иранство выразилось на православном Востоке, кушитство - на католическом Западе. С нашей теперешней точки зрения во всем этом много наивного и некритического, одноко во многихотдельных его рассуждениях чувствуется неопровержимая интуитивная достоверность, которая не может быть опровергнута средствами какой - либо науки. (Лосев А.Ф. Русская философия. Свердловск, 1991.С. 81 Учение Немецкая философия 'Мы можем сказать, что мы пережили немецкую философию, ибо поняли ее односторонность не смутным пониманием не- удовлетворенного духа, но ясным сознанием разума. Диалектическое развитие Кантовой школы не отражает вполне познаваемого объекта, ибо отражает его без его действительности'. (Хомяков А.С. Полн. собр. соч.: В 8 т. 4 -е изд. М., 1990 - 1914. Т. 1. С. 272). 'Разумность не есть необходимость, хотя ее и смешивают с нею, особенно вследствие Гегелева логического учения: разумность не есть необходимость, она есть только условие возможности, треугольник есть треугольник потому, что нетреугольный треугольник -- это звук, а не мысль; но этот закон относится только к мысли о треугольнике вообще и нисколько не обусловливает существования какого бы то ни было треугольника. Движние мысли заключает в себе возможность этого движения, т. е. не допускает никакого противоречия самому себе; но возможность не определяет действительного существования'. (Там же. С. 333-334). Основания познания 'Свобода мысли и суждений невозможна без твердых основ, без данных, сознанных или созданных самобытною деятельностию духа, без таких данных, в которые он верит с твердою верою разума, с теплою верою сердца'. (Там же. С. 33). Проблема субстрата 'Теперь, говоря, что вещество есть бесконечный субстрат всего сущего, или vice versa, что бесконечный субстрат всего сущего есть вещество, т. е. соединяя две мысли совершенно противоположные, говорим ли мы что-нибудь? Очевидно, так же мало, как произнося слова: круглый квадрат, зеленый звук, громкий пуд или что-нибудь в том же роде. Это звуки, а не слова, это потрясения глотки, а не мысль, или, как говорит Шеллинг, это мысль, при которой ничто не мыслится'. (Там же. С. 303). Критика материализма 'Мышление не может быть следствием вещественного процесса изменения и может, следовательно, быть признаваемо не иначе, как присущим веществу вообще, т. е. не иначе, как отражением в нем его совокупности, т. е., как я уже сказал, невещественности. При этом понятно, что такое тождество вещества с мыслию оставляет за мыслию значение положительного, а за веществом только значение отрицательного, по той простой причине, что как все понимание вопроса происходит в области мысли, она не может никогда в отношении к самой себе лишиться характера положительности. Но сверх того мы видим, что вещество (вещь в себе), делаясь предметом, т. е. основою знания или понятия, т. е. основою знания или понятия, тем самым полагает понимание, без которого предмет (как предмет) существовать не может, и, следовательно, ставит себя положительно как мышление, перед которым является отрицательно как предмет'. (Там же. С. 308). Причины бытия явлений 'Сила или причина бытия каждого явления заключается во "всем". Но это "все" не есть итог явлений. Вы можете сказать, что аршин есть часть версты или земного радиуса, но не можете сказать, что аршин есть часть всемирного поперечника, обращающая этот поперечник в итог аршинов. Точно так же не можете вы сказать, что явление есть часть "всего", обращающая это "все" в итог явлений. Частное не итожится в бесконечное "все", а начало всякого явления, очевидно, заключается именно в этом "все", т. е. в мыслимом, а не представляемом и не являемом'. (Там же. С. 331). Наука 'Наука должна расширять область человеческого знания, обогащать его данными и выводами, но она должна помнить, что ей самой приходится многому и многому учиться у жизни. Без жизни она так же скудна, как жизнь без нее, может быть, еще скуднее'. (Там же. С.22). Пространство и время 'Сознательное определение времени и пространства будет: время есть сила в категории причинности, а пространство - в категории взаимности, т. е. время и пространство суть категории причинности и взаимности в мире явлений, независимых от субъективной личности человека'. (Там же . С. 325) Сила есть воля 'Вещество является нам всегда в пространстве, в атомистическом состоянии, очевидно, никакая частица вещества не может действовать вне своих пределов, т. е. действовать там, где ее нет. Итак, никакой частной силы быть не может, и сила является принадлежностью не дробного вещества, но все - вещества, т. е. уже не вещества, но идеи, уже не дробимой, но всецелой, не рабствующей чему иному, но свободно творящей силу. Итак, сила сама есть только иное- название воли'. (Хомяков А.С. Полн. собр. соч.: 4 - е изд. М. , 1900. Т. 7. С. 35) Вера 'Я назвал верою ту способность разума, которая воспринимает действительные (реальные) данные, передаваемые ею на разбор и сознание рассудка. В этой только области данные носят в себе полноту своего характера и признаки своего начала. В этой области, предшествующей логическому сознанию и наполненной сознанием жизненным, не нуждающимся в доказательствах и доводах, сознает человек, что принадлежит его умственному миру и что миру внешнему'. (Хомяков А.С. Полн. собр. соч.: 4 - е изд. М., 1900.Т. 1. С. 323). 'Вера есть начало, по самому существу своему, нравственное; нравственное же начало, которое бы не заключало в себе стремления к обнаружению, обличило бы тем самым свое бессилие или, точнее, свое небытие. Обнаружение веры и есть дело, ибо и молитвенный вздох, едва зачавшийся во глубине сокрушенного сердца, есть такое же дело, как и мученичество'. (Хомяков А.С. Соч.: В 2 т. М., 1994. Т. 2. С. 97). Оценка материализма 'Материализм, подвергнутый испытанию логики, обращается в бессмысленный звук'. (Хомяков А.С. Полн. собр. соч. 4 - е изд. Т. 1. С. 304). 'Так видим мы, что философское мышление строгими выводами возвращается к незыблемым истинам веры, и разумность Церкви является высшею возможностью разумности человеческой, не стесняя ее самобытного развития; так оправдывается отдельная заметка Киреевского, что "истинные убеждения благодетельны и сильны только в совокупности и в разработке общественного самосознания"; так, например, науки философские, понятые во всем их живом объеме, по необходимости отправляясь от веры и возвращаясь к ней, в то же время дают рассудку свободу, внутреннему знанию - силу, жизни - полноту'. (Там же. С. 283 - 284). Ошибки и достижеия Гегеля 'Гегелизм пройдет, как всякое заблуждение, и теперь он уже живет более в жизни бытовой, чем в науке; но феноменология Гегеля останется бессортным памятником неумолимо строгой и последовательной диалектики, о которой никогда не будут говорить без благоговения им укрепленные и усовершенствованные мыслители. Изумительно только то, что до сих пор никто не заметил, что бессмертное творение есть решительный приговор над самим рационализмом, доказывающим его неизбежный исход'. (Там же. С. 265). Природа необходимости 'Нельзя нисколько осуждать младенчествующего ума, который предметам внешнего мира приписывает и сознание, и волю: он вполне прав; он верен законам разума гораздо более, чем те мнимые мыслители, которые отрицают (или воображают, что отрицают) и то и другое. Ошибка его состоит только в одном, - в том, что он, перенося свою человеческую субъективность на явления дробные, уравнивает их с собою и придает дробному являемому то, что принадлежит мыслимому всему. Великая же его правда состоит в том, что, сознавая внешние явления как необходимость в отношении к самому себе, он признает действующую свободу, волю, в их источнике. Тут в нем выражается глубокое сознание истины, что необходимость есть только чужая воля, а так как всякая объективация есть уже вольное самоотчуждение мысли - не я, то необходимость есть проявленная воля'. (Там же. С. 339). "Волюнтаризм" 'Мы видели, что мир явлений возникает из свободной силы, воли; но этот мир представляется как сочетание двух фактов, "всего" и момента или "атома", двух мыслимых, а не являемых, которые, впрочем, двумя называет только наша субъективная слабость, обманутая нашим путем по миру представлений. Оба уже вышли из мира явлений, освободились от всяких, извне полагаемых, признаков и сошлись в полное тождество для строго логического рассудка'. (Там же. С. 342). 'Итак, откуда бы мы ни шли, от своей ли личной субъективности и сознания, от анализа ли явлений в их мировой общности, одно выступает в конечном выводе - воля в ее тождестве с разумом, как его деятельная сила, неотделимая ни от понятия о нем, ни от понятия о субъективности. Она ставит все сущее, выделяя его из возможного, или, иначе, выделяя мышленное из мыслимого свободою своего творчества'. (Там же. С. 340-341). Цельное знание 'Итак, для постижения разумной целости сущего, для понимания его истинной и живой действительности, для ощущения допредметного движения всесущей мысли, наконец, для восприятия всего того, что необходим разум, согласный с законами всего разумно-сущего не только в отношении к диалектическому рассудку, но и в отношении ко всем живым и нравственным силам духа'. (Там же. С. 279). Закон любви 'Из всемирных законов волящего разума или разумеющей воли (ибо таково определение самого духа) первым, высшим, совершеннейшим является неискаженный душе закон любви. Следовательно, согласие с ним по преимуществу может укрепить и расширить наше мысленное зрение, и ему должны мы покоряться, по его строю настраивать упорное неустроиство наших умственных сил. Только при совершении этого подвига можем мы надеяться на полнейшее развитие разума'. (Там же. С. 280). Литература Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. М., 1912;Завитневич В.В. Алексей Степанович Хомяков. Киев, 1902. Т. 1; Киев, 1913. Т. 2;Розанов В.В. Алексей Степанович Хомяков: К 50-летию со дня кончины его // Розанов В.В. О писательстве и писателях. М., 1995. С. 456-466;Флоренский П.А. Около Хомякова (Критические заметки). Сергиев Посад, 1916;Шапошников Л.Е. Философские портреты (Из истории отечественной мысли). Н.Новгород, 1993;Лясковский В.Н. А.С.Х. Его жизнь и сочинения. М., 1879;Бродский Н.Л. Ранние славянофилы. М., 1910;Цимбаев Н.И. Славянофильство: Из истории рус. обществ.-полит. мысли XIX в. // Н.А.Бердяев. М., 1986;Зеньковский В.В. История рус. философии. Л., 1991. Т. 1, ч. 1;Лосский Н.О. История рус. философии. М., 1991;Кемиров В.И. Историософия А.С.Х. М., 1989;Copleston F.C. Rus. Rel. Philosophy: Sel. aspects. Notre-Dame, 1988;Rus. Philosophy. Chicago. 1969. Vol. 1; Корнилов С.В. Философия самосознания и творчества (Портреты русских мыслителей). СПб., 1998.
Комментарии пользователей
|
|
|