ВОДНИК Валентин(Выдающийся деятель словенского Просвещения)
Комментарии для ВОДНИК Валентин
Биография ВОДНИК Валентин
1758-1819) Этот человек, среднего роста коренастый, с круглым лицом и голубыми глазами, отличался редкой доброжелательностью, веселым нравом и огромной работоспособностью. Для своего времени он, сын словенского крестьянина, был весьма образован: владел несколькими европейскими языками (французский и итальянский, например, выучил 'благодаря собственным стараниям').
Еще в ранней юности, будучи учеником иезуитской гимназии, Водник становится членом литературного кружка, созданного в 1773 году при монастыре августинцев в Любляне монахом Марко Похлиным. Будущего священника воодушевили идеи отца Марко, который ратовал за возрождение словенского языка и литературы, просвещение народа, находившегося под властью австрийских Габсбургов.
Водник с усердием изучает нравы и обычаи своих земляков - жителей словенской провинции Крайны, записывает старинные песни и легенды, пробует свои силы в поэзии. Его ранние, во многом подражательные античным авторам (прежде всего Горацию и Вергилию) сочинения: ода, элегия, стихотворения 'на случай' - получили признание. Они были напечатаны в альманахе 'Писанице' - первом сборнике светской поэзии на словенском языке, выходившем в 1779-1781 годах. Одно из стихотворений молодого Водника, 'Довольный краинец', выделялось простотой содержания и легкостью формы. В этом монологе словенского селянина, прославляющего свой труд на ниве, поэт впервые использовал ритмику народной альпийской плясовой песни ('поскочницы'). Первые литературные успехи сделали молодого священника знаменитым.
Благодаря стараниям известного люблянского мецената, барона Сигизмунда Цойса, Водник вскоре был переведен на службу в один из приходов Любляны - в ту пору небольшого города, столицы Крайны. Его сразу принимают в кружок Цойса, объединивший ряд представителей словенской интеллигенции, знакомых с трудами европейских просветителей и во многом разделявших их взгляды. Вместе с историком и драматургом А.Т.Линхартом, учеными Б.Кумердеем и Е.Копитаром Водник проводит в жизнь важные начинания, которые составили основу программы по возрождению словенского языка и культуры.
Вдохновленный высокой оценкой барона Цойса, назвавшего Водника 'первым словенским поэтом', и его советами писать 'в народном духе и для народа', молодой священник все свои силы отдает народному просвещению. Когда словенский меценат организует издание поучительно-развлекательных календарей для крестьян на словенском языке (они выходили в Любляне в 1795-1806 годах), Водник становится не только их редактором, но и сам с увлечением пишет эпиграммы, загадки, помещает в них свои новые стихотворения, славящие труд крестьянина, воскрешающие эпизоды народной истории. А кроме того, он готовит короткие статьи по географии, минералогии. В одной из них он рассказывает о результатах экспедиции, предпринятой им вместе с графом Ф.Хохенвартом и теологом Й.Пинхаком в 1795 году в район Бохиньского (самого большого в Словении) озера и предгорий Триглава (главной вершины Юлийских Альп - символа Словении) для изучения залежей полезных ископаемых и сбора их образцов.
Успех народных календарей, получивших огромную популярность, окрылил их создателей, и в 1797 году при поддержке Цойса и издателя Й.Эггера начинает выходить первая газета на словенском языке 'Люблянские новости'. В ней печатались заметки о внутренней жизни Крайны и других земель австрийской монархии, экономические известия, иностранная хроника, материалы по истории и географии, а также стихи, юмористические рассказы, анекдоты. И здесь Водник снова не только редактор, но и автор большинства статей. В 1799 году на страницах газеты сообщалось о переходе русских войск под руководством А.В. Суворова через словенские земли в Италию. 'Русские и наши обнялись как братья...' - писал Водник, подчеркивая легкость, с которой словенцы понимали русских солдат; он объяснял это общими корнями двух славянских народов и добавлял: 'Теперь мы видим воочию, каких могучих и великих братьев имеем на свете'.
В эти годы ярко проявились способности Водника не только журналиста, но и исследователя (он много работает над созданием немецко-словенского словаря, грамматики родного языка), переводчика (издает переводы с немецкого 'Песни для ополченцев' и другие книги). Тогда же расцветает и его талант стихотворца, испытавший сильное влияние народной поэзии, которую Водник долго изучал. Все чаще воспевает он родину, ее богатства и красоту (ода 'Вршац', 'Весна', 'Бохиньская Быстрица'), не менее важна для него тема поэта и поэзии. В 1806 году, объединив ранее опубликованные и свои новые стихи и басни, он издает знаменитые 'Стихотворные опыты' - первый авторский поэтический сборник на словенском языке, закрепивший славу Водника и ставший образцом для следующего поколения словенских поэтов.
В 1809 году в результате австро-французской войны вся Крайна оказалась в руках французов и стала частью провозглашенных Наполеоном Иллирийских провинций, куда вошли земли австрийской короны, населенные словенцами и другими славянскими народами (Хорватия, Далмация с Дубровником, Истрия). Желая заручиться поддержкой славян, по большей части недовольных политикой германизации, которую проводили габсбурги, французский император осуществил на завоеванных территориях ряд буржуазных и демократических преобразований. Одним из них была широкая школьная реформа, предполагавшая не только увеличение числа школ, но и введение в них (прежде всего - в начальных) словенского языка вместо немецкого. Валентин Водник одним из первых оценил значимость этих начинаний для будущего своего народа, для возрождения национальной культуры.
Остро не хватало учителей, школьных пособий, и Водник с головой уходит в подготовку школьных учебников. В 1809 году он пишет краткий очерк истории герцогства Крайны, а позже издает, в частности, 'Азбуку для начальных школ' и первую словенскую грамматику - обе на родном языке. В работе над последней Водник опирался на труды Мелетия Смотрицкого и М.В. Ломоносова. В предисловии к первому изданию (1811) была помещена ода 'Иллирия возрожденная', пронизанная верой поэта в будущее своей родины.
Чрезвычайно занятый на общественном поприще (он теперь директор люблянской гимназии и ремесленно-художественной школы, инспектор всех народных школ Иллирии), Водник продолжает работу и над составлением словаря (собрав около 140 тысяч словенских слов и выражений, он так и не успел завершить задуманное), занимается нумизматикой, пишет статьи об археологических находках (в частности, о надгробных надписях римского периода), изучает тексты знаменитых Брижинских листков - древнейшего памятника словенской письменности, участвует в редактировании нового перевода Библии, а также в подготовке реформы правописания.
Однако в 1815 году после восстановления австрийского правления Водник по доносу был обвинен во франкофильстве и участии в масонском обществе, освобожден со всех постов и отправлен на пенсию. Ни написанная им в честь Габсбургов ода 'Иллирия возвеличенная', ни заступничество друзей не смогли спасти его от гонений. Но он не покидает Любляну, а продолжает работать. Одним из последних произведений стало стихотворение 'Мой памятник', пронизанное гордостью поэта за свои сочинения и уверенностью в необходимости и значимости его труда.
Водник умер в январе 1819 года в Любляне, не оставив завещания, и почти все его имущество было продано с молотка. Лишь часть архива удалось купить друзьям и ученикам поэта.
В 1889 году в Любляне был установлен памятник этому выдающемуся деятелю словенского Просвещения, совпавшего по времени с началом национального возрождения.
Комментарии пользователей
|
|
|