Celebrities Feedback Rating Russian
Search

Most popular
SVYATOSLAV Olegovich
Patenko Theodosius A.
TURNER, Joseph Mallord William (Turner Joseph Mallord William)
SEYBIN Albert Bruce (Sabin Albert Bruce)SEYBIN Albert Bruce (Sabin Albert Bruce)
Nikonov Alexander
more persons......
News
Movies
Russia Is Great
Free mp3 download
Count of persons: 23163





All persons
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Derzhavin Gavrila Romanovich

( Poet)

Comments for Derzhavin Gavrila Romanovich
Biography Derzhavin Gavrila Romanovich
photo Derzhavin Gavrila Romanovich
Derzhavin - a noble son, studied (although not finish my studies) in the Kazan gymnasium. But not received a thorough education and a truly educated person has not become. A huge talent with clearly insufficient knowledge of foreign languages, world history, philosophy, art, literature. The first half of life - a difficult, full of deprivations. Service began as a soldier, an officer made only in 1772. Disposition was not a quiet, more violent: a warrior! Found himself in dangerous alteration, courting women, kropal rhymes, in poverty, having no lasting materiayalnogo wealth - in short, slovenly fellow.

Years Pugachev uprising (1773-1775) Derzhavin, seconded to his native Volga, held in the campaigns and battles, a lot of risk, was nearly captured by the hypnotherapy itself. In particular, it was an episode narrated by hearsay Pushkin. In one village converged many people deliberately go to hypnotherapy. Derzhavin came with two Cossacks, it 'had started to attack', but he 'ordered the two to hang, but the people sent for lashes and the whole village crossed' by persuading the audience that follow him three regiments.

. But the revolt is suppressed, and military career Derzhavina ends - begins a civil
. Rose to very high ranks, became a statesman, although he had to come to know and disruptions, and the royal displeasure, and the vicious jealousy of powerful nobles. Sometimes Derzhavina long exiled from St. Petersburg - to manage it Olonetsk, the Tambov province. Such a hectic life distract the poet from literary pursuits, . which became his main business is, . and at the same time filled the impression of being, . bestowed a keen sense of reality - that, . without which the poet is inconceivable that kidney, . as Derzhavin.,

. The poems he hooked back in 1760-ies, but as a truly great poet said of himself until the end of 1770, in what seemed most affected by the intervention of fate
. In the prime of life is dead friend Derzhavina Prince AI Meschersky, whose life was illuminated by careless gaiety and banquet lamps. Apparently stunned by this sudden and untimely death, the poet wrote an ode, which is in the final version is called 'On the death of Prince Meshchersky'. It refers to the impermanence of all things, about his imminent death. Relentless chimes herald the fact that we are one step closer to the abyss of nothingness. Piru, a 'pale death' looks at us ', and sharpens the blade scythes'.


We slip on the edge of the abyss,
Which fell headlong;
Acceptable to the life of her death,
In fact, to die, are born.
No pity all reeks of death:
And the stars of its broken:
And the sun extinguish it,
And all the worlds it threatens.


Poems such extraordinary force still did not know Russian poetry. Everything will come an end, all the decay and abandonment - this topic has become a cross-cutting Derzhavin, until his death poem. But before that, so far away, and our poet was not going to stop at just achieved: searches and finds new ways.

1780-m year dates Derzhavin poem, betrothed to a later edition of 'Rulers and sudiyam'. Eighty-first psalm of the Biblical King David in the transcription Derzhavina sounded terrible indictment of the powerful, unjust and evil, earthly gods, and as the championship of the weak and oppressed, the poor and unfortunate people, orphans and widows. The princes and judges do not heed the words of truthful and do not want to know the truth: they are 'tops' covered 'mzdoyu'. 'Villainy earth shake, / / true zyblet heaven' - vice grandiose and cosmic, truly universal scope. Boldly and defiantly poet rebukes the kings:


Kings! I had thought, you are gods have power,
None of you do not judge
But you, as I like, passionate,
And just as mortal as I.
And you like so you shall fall
As with ancient withered leaf falls;
And you like the way you die,
As your last slave die!


Derzhavin could be in serious trouble because of this poem. Bosses did not like it when talking to him in a similar vein. Many years later, when it died down the French Revolution, these poems were read and even more so as politically explosive, full of civil and revolutionary fervor. The author had to defend: this is shifting the psalm, and the psalmist King David was not a Jacobin, therefore, Derzhavin nothing wrong. As if true. There were no adverse effects. Meanwhile, the experience of civil lyric was significant for the poet (which later is most clearly reflected in his ode 'Grandee').

Meanwhile, revealed the ability Derzhavin and philosophize in verse. The poet-thinker in his ode 'God' offers profound vision of human nature, which is 'respectable middle of nature' - between the corporeal creatures and heavenly spirits, that is, apparently, between animals and angels. A man like him in linking the two halves of a whole universe - the scope materially and spiritual. He and the worm and God together. 'I have body rot in the dust, / / Mind thunder command'. And it is hardly possible to decide what Derzhavin as a lyric poet closer and more expensive - the dust of the earth or a heavenly light. He was captured in kind, it is a landscape and grocery ( 'Sheksninsky starlet gold ...'), admiring the charms of all earthly things, but in admiration of this clearly affects a kind of divinely inspired top, high noble spirituality.

In the 1780's poet often and with great pleasure to recall that in his veins and Tatar blood (in the clan was a noble ancestor Derzhavins - Murza Bagram), and this left a special mark on his work. Not only he himself, a native of Kazan, but all around as if acquired some Turkic flavor. Empress Catherine II - and she 'godlike princess / Kirgizkaysatskiya hordes'! She obeyed, and other 'hordes' - from zheltovlasyh Finns to narrow-eyed Huns. Her nobles, as well as himself Derzhavin calls Murzas as the Tatar feudal nobility. His songs - 'Tartar' he 'in the Tatar practiced Peц¦a' and prayed 'Great Prophet'. Which? Probably Muhammad: if Murza, then, therefore, Muslim. These motifs from different poems dedicated to Felice - the goddess of bliss, which means the Empress Catherine, in whose sofa (the Turkish equivalent of the Senate) sit Pasha and viziers. Where shines her throne? 'In Baghdad, . Smyrna, . Cashmere? " Togo supposedly does not know himself a writer, . but through this whole entourage of peeps East Petersburg, . Neva flows and heard by Russian affairs, . in the midst of which came 'Mirza' Derzhavin, . deafened by the roar of the Kazan and Astrakhan Bazaar origin, . densely mixing them with the Russian vernacular vocabulary and language in general, with unimaginable nonsense ( 'Desire winter'),
.

However, such 'Turkism' poetic thinking did not prevent Derzhavin sing Russian victory in the wars with the Turks. He glorified and Ochakov siege and capture of Ishmael, he admired the heroic feats of our military leaders (of the same AV. Suvorov), officers and soldiers. In this we can see a certain contradiction: the dreamy 'Mirza', moreover, inclined to fancy himself the all-powerful sultan - and suddenly he is glad that 'pale face of Muhammad' and calls 'Hagarites erased', that is to destroy the Turks. He, . as befits the Tartars, . devoutly in love with the moon (crescent - the symbol of Islam), and depict it in the marvelous poetry, . but 'srebrolunno State' (Turkey), he hated - and yes bend Russia eagle with its talons 'horns lu-HN'! About the same - in other words: 'Eagle moon eclipsed',
. Russian nobleman and descendant of the Tatar Murzas united in one person, and the dispute between them originally responded to Derzhavin poetry.

In the mid 1790-ies sharply the variable family life Derzhavina. His wife died, still young, with whom he was married 15 years, which is very loved and in verse called Plenira - forever captivated with its beauty. This sad event, he dedicated the poem 'On the death of Catherine Yakovlevna, 1794 July 15 day happened'. Discursive, non-classical and non-traditional rhythm of farewell poems, inspired by the direct experience of loss, conveys his hard-won sense of consternation. And in the future so do not forget his wife extinct and still call it Plenira. Nevertheless, in the same year he made his proposal to her friend and early next year he married a second time. New darling was conventionally poetic name Milena, from the word 'darling' (in reality - Daria Alekseevna). The marriage lasted until his death Derzhavina, the former for a whole quarter of a century older than his second wife. On the girls' he looked in his old age. On the vitality and ladies' man late Derzhavina useful to remember, turning the next page it's career, when he was preparing a collection of 'anacreontic dog-no', published in 1804.

. Anakreontika (on behalf of the Greek poet Anacreon [t] a) is often understood as a poetic hedonism, the cult of sensual pleasures: wine and women! This simplification; Derzhavin looked deeper
. For him, it is important that a drunkard and a lover in this case, a bald old man, who not long left to live. Therefore, in the festive spree in contemplation of girlish beauty rush motives infirmities of age and approaching death. Soon to be buried, so the sweeter to have fun in the end: a complex feeling, in which pleasure is inseparable from grief.

. Significantly, Anacreontic Derzhavin began composing songs in his youth, but a collection of them worthy to publish, when he was over sixty: ripe, but rather was old, like Anacreon
. Other Russian masters Anakreontika - aq. Cantemir, M.V. Lomonosov, NA Lvov - to such an advanced age just do not have survived, so that the true 'Russian Anacreon' was only Derzhavin. A lot of fire and passion in the late love lyric poet (forever wounded Cupid) and not at all masculine complacency.

In the coming XIX century apart Anakreontika Derzhavin creates and other lyrical masterpieces. One of them - 'The Swan', reminiscent of more famous 'monument' ( 'I have erected a monument to his wonderful, eternal', 1795) - both in explanation of the works of the Roman poet Horace - his immortality through the ages, in a multi-progeny. In other poems, 'domesticated' Derzhavin - inhabitants of the capital, . summer which usually holds in his novgorodskom estate Zvanka; hospitable, . cordial host, . loves good food and entertain friends, . but sometimes quarrelsome neighbor, in a wig (for 'gol Head') and Kurguzov coat, . when necessary, . and in the lap of nature - in the quiet of the countryside - is simple and natural,
. Due to the abundance of domestic details, expressive landscapes, still lifes and self-portrait sketches Gavrila Romanovich before us as a living. His dreams of immortality is not in vain, these colors do not fade with time. And indeed, a wonderful painting messages' Eugene. Life Zvanskaya ',' porter '.

He took a significant part in the literary struggle of the era. In 1811, the company formed 'Conversation amateurs Russian word', bringing together the literature of Old Believers, followers of classicism, the tradition of Lomonosov, the opponents of the novel, which introduced NM. Karamzin and his followers, sentimentalist, predromantiki and romance. One of the most influential leaders of society began Derzhavin, in whose house on the embankment were meeting 'besedistov'. They, convinced archaist, the venerable maestro seemed most worthy successor to the great odopistsa University, may well have liked the fact that tall fellow and delight Derzhavin able to combine with rough earthiness.

Sam Derzhavin not been intolerant to literary opponents' Conversations ...', rather opposite. He respected Karamzin, giving him his due, in VA Zhukovsky saw his successor, and Pushkin, in the words of the latter, 'in the coffin leaving blessed' by visiting the Tsarskoe Selo Lyceum. Subsequently, Pushkin remembered it: 'It was in 1815, at a public examination in the Lyceum. How do we know that Derzhavin will be to us, we were worried. Delvig went to the stairs to wait for him and kiss his hand, a hand written 'waterfall'. He entered the vestibule, and Delvig heard how he asked the porter: Where, my friend, are privy? This prosaic question disappoint Delvig, which canceled his intention and returned to the hall ... Derzhavin was very old. He was in uniform and boots, corduroy. Exam our very tired of his. He sat, propping his head with his hand. His face was pointless, dull eyes, lips saggy ... He dozed until the exam has not yet begun in the Russian literature. Then he perked up, his eyes sparkled, and he changed the whole.

Of course, his poems were read, examine his poetry, continually praised his poems. He listened with extraordinary vividness. Finally I was called. I read my 'Recollections in Tsarskoe Selo', stood two steps from Derzhavin ... When I came to the verse, which mentions the name Derzhavina my boyish voice rang out, and my heart thumped with intoxicating delight ... I do not remember how I finished my reading, I do not remember where escaped. Derzhavin was delighted, and he demanded that I wanted to hug me ... '

. Indeed 'in the coffin going down' - for three days before his death - Derzhavin wrote his last poem, . rather it began, . but the resulting stanza is perceived as a complete tse-LOE, . with rare expressiveness was of a sad and long nurtured the poet thought:,


. River of times in their quest
. Carrying all the deeds of men
. And drown in the abyss of oblivion
. Peoples, kingdoms and kings
.
And if that remains
Through the sound of the lyre and pipe
That mouth of eternity devour
And the total will not leave the fate of.


Here contains an acrostic. Read vertically the first letters of lines, we get: 'Ruin Honor'. What is 'Honor'? Perhaps an ancient form of the genitive case of the noun 'honor', ie 'a ruin of honor'. Perhaps extra message word with the likely continuation (if the poet finished the poem): something like 'ruin venerated heart'. We will never know. Derzhavin took his secret to the grave.

He is buried in Novgorod, in the Kremlin. On the headstone lists of high rank and position of the noble dead, many reached the arena of public service - and not a word that he was a poet (and at one time the greatest poet of Russia). Yes, I have, and the governor, and senator, and minister, and personal secretary to the Empress, and the ruler of the Imperial Council, but all of this together, of course, commensurate with the enduring value of his poetic

. It gromozvuchno ( 'verb times! Metal ringing') and a delicious multi-( 'Bagryana ham, . green soup with egg yolk, . / Ruddy-yellow cake, . white cheese, . crayfish red, . / / What pitch, . Amber - caviar, . and with a blue feather / There pike motley: beautiful! ", . can be tender and rigid, . happy and sad, . light-weighted and cumbersome,
. It and the intoxication of life and philosophy, and citizenship, and diversity of human emotions with their shades. Angry and flattered, eloquence mixes with the tongue-tie. Creates a multidimensional world with his lively discord and confusion of the internal tension of contradictions. Demonstrates an unprecedented wealth of stylistic figures and verse forms. Modern Derzhavin poets with him for the most part seem to be somewhat deflating.

In the Russian memory etched poetic 'formula' Derzhavina become aphorisms and proverbs. They are often cited, . included in our voice everyday life: 'I am the king, . I am a slave, . I am a worm, . I am God ', . 'Fatherland and smoke us sweet and pleasant', . 'Where the table was viands, . there is a coffin ', . 'Do not drink, . my dear neighbor ', . '... the truth kings says with a smile', . 'The donkey donkey will, . / / Although the overt and the stars; / / Where should act wisely, . / / It just pops ears',
. Pushkinskaya of 'Feast in the Time of Cholera' string 'and the dark abyss at the edge' - a paraphrase of verse Derzhavin 'slips, we on the edge of the abyss'. Literary sources of 'Reflections by the front entrance' Nekrasov found in ode Derzhavina 'Grandee': destitute asylum in the front, sweetly sleep sybarite-dignitary ... In the cycle 'Duma' in KF Ryleeva a poem about Derzhavin, who presented a model of civic virtue. And skeptical voices were heard to say: he was not a poet-citizen, a courtier, saint. But what about this: because he has 'Rulers and sudiyam' - tiranoborcheskie verses in defense of the oppressed, the highest rated Dostoyevsky and Turgenev! Not been forgotten Derzhavin and poets 'Silver Age'. VF Khodasevich written a whole book; Osip Mandelstam, himself a translator of Petrarch, admired Derzhavin sonnet 'Dreaming', also from Petrarch; Derzhavin poetic tradition of unrestrained emotional feelings in verse MI Tsvetaeva.

And what a proud, Sovereign name this poet! And the name arhangelovo: Gabriel. No wonder it seemed to him: 'there is one God, and one Derzhavin' ..



. -------------------------------------------------- ------------------------------


. MONUMENT

. I erected a monument to his wonderful, eternal,
. Metals firmer and higher, he pyramids;
. Neither of his whirlwind, nor thunder will break fleeting,
. And the time his flight is broken
.

So! all I do not die, but part of me more
From decay escaped, the death will be a live
And glory be to increase my, not fading,
Until Slavyanov born universe will honor

. The hearing will be held for me from the White Sea to the Black,
. Where is the Volga, Don, Neva, with the Reef pours Urals;
. Everyone will remember that the nations neischetnyh,
. As from obscurity, I became so well known,

. What I first ventured into a funny Russian syllable
. On the virtues of Felitsa proclaim,
. In simplicity of heart conversation about God
. And the truth of the kings says with a smile
.

O Muse! merit of being proud fair,
And those who despise you, despise those myself;
Relaxed arm slow
Thy forehead dawn of immortality crown.


Funny DESIRE

If cute girls
It could fly like birds,.
I sat on a branch,
I would like to be suchochkom,
To the thousands of girls
In my sit branches.

Let sit and be sung,
Nests and whistled
Taken out and the chicks;
Do I not bend,
Eternally they admired
He was happier than all the knots.


AT Bagrationi

Oh, how great, great on-field-he!
He is cunning, and quick and hard when attacked;
But trembled, as it stretched into battle palms
With bayonet God-rati-he.

--- Back ---


User comments
Write comment
Write comment
Links by theme:
Derzhavin Gavriil Romanovich
ZAHPRIN Pyotr
Konstantin Romanovich

Derzhavin Gavrila Romanovich, photo, biography
Derzhavin Gavrila Romanovich, photo, biography Derzhavin Gavrila Romanovich  Poet, photo, biography
RIN.ru - Russian Information Network
   
   
   
Copyright © RIN 2002 - * Feedback

Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
ЭЙКРОЙД Дэн
Шутеев Василий Иванович
АБУ-Л-ВАФА
ВАЗИЕВ МахарВАЗИЕВ Махар
ТРАПАНИ Анатолий
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23928





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ДЕРЖАВИН Гаврила Романович

(Поэт)

Комментарии для ДЕРЖАВИН Гаврила Романович
Биография ДЕРЖАВИН Гаврила Романович
фото ДЕРЖАВИН Гаврила Романович
Державин - дворянский сын, учился (хотя и не доучился) в казанской гимназии. Но основательного образования не получил и по-настоящему образованным человеком так и не стал. Огромный талант при явно недостаточном знании иностранных языков, мировой истории, философии, искусства, литературы. Первая половина жизни - трудная, полная лишений. Службу начал простым солдатом, в офицеры произведен лишь в 1772 году. Нрава был не тихого, скорее буйного: воин! Попадал в опасные переделки, волочился за женщинами, кропал рифмы, бедствовал, не имея прочного материаяльного достатка, - словом, безалаберный детина.

Годы пугачевского восстания (1773-1775) Державин, командированный в родное Заволжье, провел в походах и боях, много рисковал, едва не попал в плен к самому Пугачеву. В частности, был эпизод, рассказанный с чужих слов А.С.Пушкиным. В одно село стеклось множество народу, намеренного идти к Пугачеву. Приехал Державин с двумя казаками, на него 'начали было наступать', но он 'велел двух повесить, а народу велел принести плетей и всю деревню пересек', убедив собравшихся, что за ним идут три полка.

Но восстание подавлено, и военная карьера Державина заканчивается - начинается статская. Дослужился до очень высоких чинов, стал государственным мужем, хотя пришлось ему изведать и срывы, и монаршие немилости, и злобную зависть могущественных вельмож. Случалось, Державина надолго высылали из Петербурга - управлять то Олонецкой, то Тамбовской губернией. Столь беспокойная жизнь отвлекала поэта от литературных занятий, которые стали для него уже главным делом, и в то же время наполняла впечатлениями бытия, дарила острое ощущение действительности - то, без чего немыслим поэт такого склада, как Державин.

К стихам он пристрастился еще в 1760-е годы, но как подлинно великий поэт заявил о себе лишь к концу 1770-х, в чем словно сказалось вмешательство самой судьбы. В цвете лет умер приятель Державина князь А.И.Мещерский, чья жизнь была озарена беспечным весельем и пиршественными огнями. Видимо, потрясенный этой неожиданной и безвременной смертью, поэт написал оду, которая в окончательном варианте называется 'На смерть князя Мещерского'. В ней идет речь о бренности всего сущего, о его неотвратимой гибели. Неумолимый бой часов возвещает о том, что мы еще на один шаг приблизились к бездне небытия. Пируем, а 'бледна смерть' глядит на нас 'и точит лезвие косы'.


Скользим мы бездны на краю,
В которую стремглав свалимся;
Приемлем с жизнью смерть свою,
На то, чтоб умереть, родимся.
Без жалости все смерть разит:
И звезды ею сокрушатся,
И солнцы ею потушатся,
И всем мирам она грозит.


Стихов такой поразительной силы еще не знала русская поэзия. Всему настанет конец, все тленно и забвенно - эта тема стала сквозной у Державина, вплоть до его предсмертного стихотворения. Но до этого пока далеко, а наш поэт вовсе не собирается останавливаться на только что достигнутом: ищет и находит новые пути.

1780-м годом датируется державинское стихотворение, нареченное в позднейшей редакции 'Властителям и судиям'. Восемьдесят первый псалом библейского царя Давида в переложении Державина прозвучал как грозное обвинение сильных мира сего, неправедных и злых, земных богов, и как заступничество за слабых и угнетенных, бедных и несчастных, сирот и вдов. Властители и судьи не внемлют правдивым словам и не желают знать истину: их 'очеса' покрыты 'мздою'. 'Злодействы землю потрясают, // Неправда зыблет небеса' - порок грандиозен и космичен, поистине вселенского размаха. Дерзко и вызывающе поэт укоряет царей:


Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет;
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!


У Державина могли быть серьезные неприятности из-за этого стихотворения. Начальству не нравится, когда с ним разговаривают в подобном тоне. Много лет спустя, когда уже отгремела Великая французская революция, эти стихи и подавно читались как политически взрывчатые, проникнутые гражданским и революционным пафосом. Автору приходилось оправдываться: это ведь переложение псалма, а псалмопевец царь Давид не был якобинцем, следовательно, Державин ни в чем не виноват. Как будто верно. Обошлось без нежелательных последствий. Между тем опыт гражданской лирики оказался значимым для поэта (что впоследствии наиболее ярко отразилось в его оде 'Вельможа').

Тем временем выявилось умение Державина и пофилософствовать в стихах. Поэт-мыслитель в оде 'Бог' предлагает глубокую концепцию природы человека, которая есть 'почтенная средина естества' - между телесными тварями и небесными духами, то есть, по-видимому, между животными и ангелами. Человек как бы связывает собою в единое целое две половины мироздания - сферы матерьяльного и духовного. Он и червь и Бог вместе. 'Я телом в прахе истлеваю, // Умом громам повелеваю'. И едва ли возможно решить, что именно Державину как поэту-лирику ближе и дороже - прах земли или небесный свет. Он захвачен натурой, он пейзажист и гастроном ('Шекснинска стерлядь золотая...'), любуется прелестями всего земного, но в любовании этом отчетливо сказывается некое боговдохновенное начало, высокая благородная духовность.

В 1780-е годы поэт довольно часто и с немалым удовольствием вспоминал, что в его жилах течет и татарская кровь (в роду Державиных был знатный предок - мурза Багрим), и это наложило особый отпечаток на его творчество. Не только он сам, уроженец Казани, но и все вокруг словно обрело некий тюркский колорит. Императрица Екатерина II - и та 'Богоподобная царевна // Киргизкайсацкия орды'! Ей покорились и другие 'орды' - от желтовласых финнов до узкоглазых гуннов. Ее вельмож, а также самого себя Державин именует мурзами, как татарскую феодальную знать. Его песни - 'татарски', он 'в татарском упражнялся пеньи' и молился 'великому пророку'. Какому? Наверное, Магомету: уж если мурза, то, стало быть, мусульманин. Эти мотивы из разных стихотворений, посвященных Фелице - богине блаженства, под которой подразумевается государыня Екатерина, в чьем диване (турецкий аналог Сената) заседают паши и визири. Где же сияет ее трон? 'В Багдаде, Смирне, Кашемире?' Того будто бы не ведает и сам сочинитель, хотя сквозь весь этот восточный антураж проглядывает Петербург, струится Нева и вершатся русские дела, в гущу которых попал 'мурза' Державин, оглушенный гулом казанского базара и астраханского происхождения, густо перемешивая их с русской просторечной лексикой и вообще с немыслимой языковой заумью ('Желание зимы').

Впрочем, такой 'тюркизм' поэтического мышления не мешал Державину воспевать русские победы в войнах с турками. Он восславил и осаду Очакова, и взятие Измаила, его восхищали ратные подвиги наших полководцев (того же А.В. Суворова), офицеров и солдат. В этом можно видеть известное противоречие: мечтательный 'мурза', к тому же склонный воображать себя всесильным султаном, - и вдруг радуется тому, что 'лице бледнеет Магомета', и призывает 'агарян стерть', то есть уничтожить турок. Он, как и подобает татарину, благоговейно влюблен в луну (полумесяц - символ мусульманства) и живописал ее в дивных стихах, однако 'сребролунно государство' (Турция) ему ненавистно - и да согнет российский орел своими когтями 'рога лу-ны'! О том же - иными словами: 'орел луну затмил'. Русский дворянин и потомок татарского мурзы соединились в одном лице, и спор между ними своеобразно отозвался в державинской поэзии.

В середине 1790-х годов резко пе-ременилась семейная жизнь Державина. Умерла его жена, еще молодая, с которой он состоял в браке 15 лет, которую очень любил и в стихах называл Пленирою - навсегда пленившею его своей красотой. Этому горестному событию он посвятил стихотворение 'На смерть Катерины Яковлевны, 1794 году июля 15 дня приключившую'. Сбивчивый, неклассический и нетрадиционный ритм этих прощальных стихов, навеянных непосредственным переживанием утраты, передает выстраданную смятенность его чувства. И в дальнейшем поэт не забывал свою угасшую супругу и по-прежнему именовал ее Пленирой. Тем не менее в том же году он сделал предложение ее подруге и в начале следующего года женился вторично. Новая избранница получила условно-поэтическое имя Милена -от слова 'милая' (в действительности - Дарья Алексеевна). Брак продолжался до самой смерти Державина, бывшего на целую четверть века старше своей второй жены. На девушек же он заглядывался и в старости. О жизнелюбии и женолюбии позднего Державина полезно помнить, переворачивая следующую страницу его творческой биографии, когда он готовил сборник 'Анакреонтические пес-ни', опубликованный в 1804 году.

Анакреонтику (от имени древнегреческого поэта Анакреон[т]а) часто понимают как поэтический гедонизм, культ чувственных наслаждений: вино и женщины! Это упрощение; Державин смотрел глубже. Для него важно, что пьяница и любовник в данном случае лысый старик, которому недолго осталось жить. Поэтому в пиршественный загул и в любование девичьей красою врываются мотивы старческой немощи и близкой смерти. Скоро похоронят, так тем слаще повеселиться напоследок: сложное чувство, в котором радость неотделима от грусти.

Показательно, что анакреонтические песни Державин начал слагать еще в молодости, а вот сборник их сподобился издать, когда ему стало за шестьдесят: созрел, а вернее состарился наподобие Анакреонта. Другие русские мастера анакреонтики - А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, Н.А.Львов - до столь преклонного возраста просто не дожили, так что подлинным 'русским Анакреонтом' был лишь Державин. Много огня и страсти в поздней любовной лирике поэта (навеки ранен Купидоном) и вовсе нет мужского самодовольства.

В наступившем XIX столетии помимо анакреонтики Державин создает и другие лирические шедевры. Один из них - 'Лебедь', перекликающийся с еще более знаменитым 'Памятником' ('Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный', 1795) - оба по мотивам сочинений древнеримского поэта Горация - о своем бессмертии в веках, в многонациональном потомстве. В иных стихотворениях 'одомашненный' Державин - столичный житель, который лето обычно проводит в своем новгородском имении Званка; хлебосольный, радушный хозяин, любящий хорошо поесть и угостить друзей, но подчас и бранчливый сосед; в парике (ибо 'гол главой') и кургузом фраке, когда это необходимо, а на лоне природы - в сельской тиши - прост и естествен. Благодаря обилию бытовых подробностей, выразительным пейзажам, натюрмортам и автопортретным зарисовкам Гаврила Романович предстает перед нами как живой. Его грезы о бессмертии не напрасны, такие краски не тускнеют со временем. И в самом деле, чудесна живопись посланий 'Евгению. Жизнь Званская', 'Привратнику'.

Он принимал заметное участие и в литературной борьбе той эпохи. В 1811 году образовано общество 'Беседа любителей русского слова', собравшее литературных староверов, приверженцев классицизма, ломоносовской традиции, противников той новизны, которую вводил Н.М. Карамзин и его сторонники, сентименталисты, предромантики и романтики. Одним из влиятельнейших лидеров общества стал Державин, в чьем доме на набережной Фонтанки проходили заседания 'беседистов'. Им, убежденным архаистам, маститый мэтр казался самым достойным преемником великого одописца Ломоносова, вполне могло нравиться и то, что высокое парение и восторг Державин умеет сочетать с грубой приземленностью.

Сам Державин отнюдь не был нетерпим к литературным оппонентам 'Беседы...', скорее напротив. Он уважал Карамзина, отдавая ему должное, в В.А.Жуковском видел своего преемника, а Пушкина, по выражению последнего, 'в гроб сходя благословил', посетив Царскосельский лицей. Впоследствии Пушкин вспоминал об этом: 'Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и поцеловать ему руку, руку, написавшую 'Водопад'. Он вошел в сени, и Дельвиг услышал, как он спросил у швейцара: где, братец, здесь нужник? Этот прозаический вопрос разочаровал Дельвига, который отменил свое намерение и возвратился в залу... Державин был очень стар. Он был в мундире и плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвислы... Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь.

Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои 'Воспоминания в Царском Селе', стоял в двух шагах от Державина... когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение; не помню куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять...'

Поистине 'в гроб сходя' - за три дня до смерти - Державин написал свое последнее стихотворение, вернее начал его, но получившаяся строфа воспринимается как законченное це-лое, с редкостной выразительностью высказавшее печальную и издавна вынашивавшуюся поэтом мысль:


Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.


Тут содержится акростих. Читая по вертикали первые буквы строк, получаем: 'Руина чти'. Что такое 'чти'? Возможно древняя форма родительного падежа существительного 'честь', то есть 'руина чести'. А может быть, недосказанное слово с вероятным продолжением (если бы поэт дописал стихотворение): что-нибудь вроде 'руина чтимая сердечно'. Нам никогда этого не узнать. Державин унес свою тайну в могилу.

Он похоронен в Новгороде, на территории кремля. На надгробии перечислены высокие чины и должности вельможного покойника, много достигшего на поприще государственной службы, - и ни слова о том, что он был поэтом (причем в свое время величайшим поэтом России). Да, бывал и губернатором, и сенатором, и министром, и личным секретарем императрицы, и правителем императорского Совета, но все это вместе взятое, конечно, несоизмеримо с непреходящей ценностью его поэтического слова.

Оно громозвучно ('Глагол времен! Металла звон!') и вкусно-многокрасочно ('Багряна ветчина, зелены щи с желтком, // Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны, // Что смоль, янтарь - икра, и с голубым пером // Там щука пестрая: прекрасны!', умеет быть нежным и жестким, веселым и печальным, легким и утяжеленно-громоздким. В нем и упоение жизнью, и философичность, и гражданственность, и многообразие человеческих чувств с их оттенками. Негодует и льстит, красноречие смешивает с косноязычием. Творит многомерный мир с его живой разноголосицей и сумбуром внутренне напряженных противоречий. Демонстрирует небывалое богатство стилистических фигур и стиховых форм. Современные Державину поэты рядом с ним в большинстве своем кажутся несколько пресноватыми.

В русской памяти надолго остались поэтические 'формулы' Державина, ставшие афоризмами и пословицами. Они часто цитируются, вошли в наш речевой обиход: 'Я царь, я раб, я червь, я Бог', 'Отечества и дым нам сладок и приятен', 'Где стол был яств, там гроб стоит', 'Не пью, любезный мой сосед', '...истину царям с улыбкой говорить', 'Осел останется ослом, // Хотя осыпь его звездами; // Где должно действовать умом, // Он только хлопает ушами'. Пушкинская из 'Пира во время чумы' строка 'И бездны мрачной на краю' - перефразировка державинского стиха 'Скользим мы бездны на краю'. Литературные истоки 'Размышлений у парадного подъезда' Н.А.Некрасова обнаруживаются в оде Державина 'Вельможа': обездоленные просители в передней, сладко спящий сибарит-сановник... В цикле 'Думы' у К.Ф.Рылеева есть стихотворение о Державине, который представлен образцом гражданской доблести. Раздавались и скептические голоса: дескать, он был не поэт-гражданин, а царедворец, угодник. Но как же так: ведь есть у него 'Властителям и судиям' - тираноборческие стихи в защиту угнетенных, высоко оцененные Ф.М.Достоевским и И.С.Тургеневым! Не был забыт Державин и поэтами 'серебряного века'. В.Ф.Ходасевич написал о нем целую книгу; О.Э.Мандельштам, сам переводчик Петрарки, восхищался державинским сонетом 'Задумчивость', тоже из Петрарки; державинская традиция безудержной поэтической эмоциональности чувствуется в стихах М.И.Цветаевой.

А какая гордая, державная фамилия у этого поэта! И имя архангелово: Гавриил. Недаром ему мнилось: 'Един есть Бог, един Державин'...



--------------------------------------------------------------------------------


ПАМЯТНИК

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

Так! весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.


ШУТОЧНОЕ ЖЕЛАНИЕ

Если бы милые девицы
Так могли летать, как птицы,.
И садились на сучках,
Я желал бы быть сучочком,
Чтобы тысячам девочкам
На моих сидеть ветвях.

пусть сидели бы и пели,
Вили гнезды и свистели,
Выводили и птенцов;
Никогда б я не сгибался,
Вечно ими любовался,
Был счастливей всех сучков.


НА БАГРАТИОНА

О, как велик, велик На-поле-он!
Он хитер, и быстр, и тверд во брани;
Но дрогнул, как к нему простер в бой длани
С штыком Бог-рати-он.

---Назад---


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
ДЕРЖАВИН Гавриил Романович
ГОЛОВАЧ Платон Романович
ВОРОНЦОВ Александр Романович

Новости по темеДЕРЖАВИН Гаврила Романович:
ДЕРЖАВИН Гаврила Романович, фото, биография
ДЕРЖАВИН Гаврила Романович, фото, биография ДЕРЖАВИН Гаврила Романович Поэт, фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература

Письмо кумиру!
GUF (Гуф)
Комментариев: 865
АМИРОВ Саид Джапарович
Комментариев: 807
МЕЛЬНИКОВА Даша
Комментариев: 679
СЫЧЕВ Дмитрий
Комментариев: 514
Влад Топалов
Комментариев: 398
ДАФФ Хилари(Hilary Duff)
Комментариев: 385

 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь