БАШИРОВ Александр(режиссер, актер)
Комментарии для БАШИРОВ Александр
Биография БАШИРОВ Александр
Дата рождения: 24.09.1955
"Вопрос карьеры я решил для себя радикально - стал режиссировать жизнь. Если ты сам создаешь моду, то от моды не зависишь".
Александр Баширов родился 24 сентября 1955 г. в деревне Согом Тюменской области. Мама, стрелочница на железной дороге, с мужем развелась рано, и детство Александр Баширов провел с ней и одноруким дедом, который из принципиальных соображений отказывался работать на советскую власть и предпочитал рыбалку.
Чертиком из табакерки выскочил Баширов в "Ассе" (1987) и накрепко впечатался в память всем, кто видел это модное перестроечное кино старательно "молодежного" Сергея Соловьева (а видела его тогда чуть ли не вся страна). Вернее, еще до того Соловьев занял его в "Чужой Белой и Рябом" (1986), но широким массам запомнился именно шибздик-лжемайор ВВС с гнусной фамилией Бабакин, охочий до женских прелестей и скорый на истерику. Потом был столь же истеричный Спартак, задолжавший энную сумму Виктору Цою в культовой "Игле" (1988) и лимитчик Толик из "Черной розы, эмблемы печали..." (1989): трехлитровая банка браги, коронованная перчаткой, плюс том перестроечного Авторханова под матрацем плюс фирменная сентенция "ложил я на это с прибором". И мелкий бес Компостеров, в разных обличьях досаждавший Михаилу Ульянову в "Доме под звездным небом" (1991).
Однако и первого звонкого антре в "Ассе" оказалось достаточно, чтобы востроглазый человечек с обманчиво-косноязычной скороговоркой полуплатоновского-полузощенковского персонажа превратился во вполне культового Сашу Баширова. Вел рок-концерты, чудил в "Поп-механиках" Сергея Курехина и его же спектакле "Колобок", да и просто являл собой заметную в питерско-московской тусовке персону.
В семьдесят втором он надумал покорить Питер, куда и махнул никого не спросив. Там подал документы в первое попавшееся ПТУ - оказалось, ему предстояло овладеть специальностью плиточника-облицовщика. Эту славную эпоху помнит смутно, потому что воспоминания густо залиты дешевым портвейном, потреблявшимся в неимоверных количествах. Работал на цементном заводе в Выборге, облицовывал питерский кожно-венерологический диспансер. Потом отбарабанил два года в танковой дивизии, где пристроился художником: рисовал портрет Брежнева в обличье танкиста (три на четыре), а в перерывах дискутировал с офицерским составом о текущем моменте, каковые дискуссии большею частью оканчивались "губой".
Отгуляв дембель, поступил во ВГИК, в мастерскую Игоря Таланкина (доучиваться предпочел у Анатолия Васильева). Уже тогда он, студент-режиссер, был нарасхват в актерском качестве: вгиковцы радостно занимали его в своих этюдах. Утверждает, свою первую роль Рената Литвинова сыграла вовсе не в кино Киры Муратовой, а в этюде с ним, Башировым: она изображала посетительницу обувного магазина, а он - работника этого магазина, который нагло прихватывал ее за все места. Бывало, актерские показы завершались натурально скандалом. Самый громкий разразился в связи с отрывком из "Фауста", где Баширов, изображавший Мефистофеля, в кульминационный момент распахнул халат - и Фауст (его играл ныне известный режиссер Бахтиер Худойназаров) от неожиданности поперхнулся, а светлым очам почтенных педагогов-мэтров (Сергея Бондарчука, Ирины Скобцевой и других) открылся возбужденный мефистофелев член.
После института Баширова на несколько лет занесло в Штаты: женившись на студентке-американке, отчалил к ней на родину, где учился актерскому мастерству и откуда периодически наезжал на съемки к Соловьеву. Но отношения с капиталистической действительностью у Баширова не заладились, и он вернулся с концами - оставив жену и сына Кристофера, с которым и поныне видится ежегодно.
Свидетельством тому, что башировские отношения с означенной действительностью и впрямь непростые, является его фильм "Железная Пята Олигархии" (1998), которым он дебютировал в режиссуре спустя семь лет после окончания ВГИКа (ранние его короткометражные фильмы "Аутсайдер" (1986) и "Одна к радости" (1987) не сохранились). Герой "Железной Пяты..." - пламенный и блаженный агитатор-горлан-главарь, посвятивший себя борьбе за счастье трудового человечества. Фильм с самим Башировым в главной роли был снят за десять дней и тридцать тысяч баксов и получил такое авторское определение: "кино поверхностное, с невнятным смыслом, немного странное и фестивальное". Последняя дефиниция оказалась пророческой: "Железная Пята...", озвученная музыкой Евгения Федорова из "Текилы-джаззз", лихо прошлась по фестивалям большим и малым - от Венеции до Сочи, от Роттердама до Выборга.
Для съемок этого фильма Баширов основал в Питере собственную студию "Дебошир-фильм", потом открыл при ней одноименную киношколу, далее придумал "Дебошир-фильм фестиваль", который застолбил за собой ноябрьские праздники в городе-колыбели трех революций. Идеология фестиваля подразумевает союз улетного кино с забойной музыкой, поэтому здесь киносеансы плавно либо рывками переходят в сейшны.
В 2000 г. на российский экран вышел, наконец, фильм Алексея Германа "Хрусталев, машину!" - там Баширов исполнил эпизодическую, но очень важную роль истопника мехового магазина Феди Арамышева по кличке Гандон: вечно битый судьбой, по дурости загремевший в лагерь, этот чудак-человек оказывается более живучим, чем иные, сильные и уверенные в себе, перемолотые сталинским молохом в пыль. "Либерти, бля!" - истошно орет освобожденный Федя, оглашая своим криком мертвые просторы родной страны, которая так ничего и не смогла с ним сделать, как ни старалась.
Баширов и ныне при деле: сняв в Югославии документальный фильм "Белград, Белград" (1999) о попытках жить мирной жизнью, не замечая войны, он ныне строит новые режиссерские планы, мотается в Финляндию вести занятия по актерскому мастерству, обдумывает вместе с Сергеем Африкой-Бугаевым проект "Асса-2" (там Бананан выжил, а мафиози Крымов с лицом Станислава Говорухина становится депутатом Госдумы), растит дочку Александру-Марию, терроризирует жену Инну Волкову, солистку "Колибри", безумными идеями вроде своего выдвижения в депутаты Городской думы. Короче, режиссирует собственную жизнь и по возможности - жизнь окружающих. Всем, кто попал в орбиту его веселого безумия, можно с равным успехом завидовать и сочувствовать.
Он - режиссер, актер, персонаж, и многим кажется, что еще и образ жизни и диагноз. На самом деле это - маска, придуманная на редкость удачно. Пообщавшись с ним впервые, вы по незнанию примете его за человека, окончательно и бесповоротно съехавшего с катушек, а ему только того и надо. На поверку же он вполне "встроен" в реальность и прекрасно знает, чего и как ему от этой реальности следует добиваться.
--------------------------------------------------------------------------------
1986 - "Чужая Белая и Рябой" 1987 - "Асса" 1989 - "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви" 1991 - "Дом под звездным небом" 1993 - "Над темной водой" 1995 - "Экзерсис N 5 "(к/а "Прибытие поезда") 1997 - "Мама, не горюй" 1998 - "Железная Пята Олигархии" 1998 - "Хрусталев, машину!"
1986 - "Аутсайдер" (к/м) 1987 - "Ода к радости" (к/м) 1998 - "Железная Пята Олигархии" 1999 - "Белград, Белград" (док.)
Комментарии пользователей
|
Kirill37 для БАШИРОВ Александр |
В "Штрафбате" - просто СУПЕР! |
Hotmax для БАШИРОВ Александр |
Самый яркий и неординарный актер прошлого инастоящего. Гениален.
Преклоняюсь. Респект, Саша.
Держись, бля! |
arsenal для БАШИРОВ Александр |
Саша просто ЛУЧШИЙ актер! Очень нравится манера игры!за Спартака и "Майора" огромное спасибо - бесподобно! |
PHIL для БАШИРОВ Александр |
БАШИРОВ - молодец! Король эпизода! |
Юрко для БАШИРОВ Александр |
Баширов наш президент! |
|
|