ЛИНЧ Дэвид(Режиссер, сценарист)
Комментарии для ЛИНЧ Дэвид
Биография ЛИНЧ Дэвид
Дата рождения: 20.01.1946
Дэвид Линч родился в Миссуле, Монтана 20 января 1946 года. Окончил школу искусств Коркоран в Вашингтоне по классу рисования, Бостонскую школу музейных работников, Филадельфийскую академию изящных искусств. Учился в Лос-Анджелесском Центре кино. Сын ботаника, специалиста по деревьям, работавшего в Министерстве сельского хозяйства.
В 1970 году Американский киноинститут предоставил Линчу грант для съемок 34-минутного фильма "Бабушка" (1970), основанного на его любительском, полуигровом- полумультипликационном пятиминутном ролике "Алфавит" (1968). В течении пяти лет, проведенных им в Лос Анджелесском киноцентре (принадлежащем Американскому киноинституту), он снимал законченную в 1977 году "Головку стирания" - последовательно авангардистский опус, построенный как поток сознания автора. Когда Мелу Бруксу показали этот фильм, он сразу предложил Линчу принадлежащий ему сценарий "Человек-слон".
В 80-м году Линч снял этот фильм как притчу о пропасти между духовным и материальным, формой и содержанием. История реального Джона Меррика - человека духовно красивого, но обезображенного болезнью, наполнилась новыми значениями. Фильм пользовался коммерческим успехом и получил восемь номинаций на "Оскара", включая и категорию за лучшую режиссуру.
Линча иногда называют "агентом авангарда" в Голливуде. С другой стороны, можно услышать, что кинематограф Линча п это история Соединенных Штатов периода правления Рональда Рейгана, что "как и Линч, так и Рейган одержимы мифом Америки маленьких городков и вишневого пирога, неизменных ценностей и крепких как ядро атома семей, замерших в трансе невинности." (Film Comment, May-June 1993 p.38) Творчество Линча однажды определили как "Back to the Future' изм" - т. е. возвращение в 50-е, как в будущее, как если бы шестидесятых с их контркультурой не существовало. Поэтому что, как ни странно, Линч "дополнителен" к школе Спилберга, но если Спилберг показывает блестящую поверхность современной Америки, с ее возвратом к модифицированным ценностям 50-х, то Линч пытается заглянуть за этот сверкающий полог. (Иными словами, он пытается "деконструировать деконструкторов" - учитывая то, что Спилберг уже провел деконструкцию - с последующей реанимацией - большого Голливудского стиля 1925-1960 годов). Как, скажем, жившие в одно и то же время в Париже Хемингуэй и Генри Миллер интерпретировали жизненный материал (соответственно в "Фиесте" и "Тропике Рака" ) по-разному. То, что было скрыто в подтекстах Хемингуэя, вывернуто наружу у Миллера.
Возможно, Америка Линча, как он ее показал в телесериале "Твин Пикс" (1990), сделавшем его популярным в самых широких кругах, и похожа на Америку 50-х. Но за привлекательным фасадом, куда Спилберг сознательно не проникает, и где оперирует Линч, водятся чудовища и демоны. (" Тема моих фильмов - поиск любви в аду", говорит сам режиссер о своем творчестве.)
Детективность "Твин Пикс", конечно, условная. Главное для Линча здесь - высказаться по поводу жанров детектива/ мыльной оперы / сериала, сделать из них авторский материал. Авангардист Линч, казалось бы, последний человек, которого можно было бы - с точки зрения консервативных телепродюсеров - привлечь для съемок телесериала. Однако, в их решении своя логика все-таки есть, поскольку основным постулатом постмодернизма является уважение к любому тексту. Как сказал Джим Джармуш, "во мне вызывает сопротивление любая культурная иерархия. Для меня одинаково ценны Бетховен и пост-панк, Шекспир и Микки Спиллэйн. Если уж хорошо, так хорошо, будь то комикс или "великий роман". Поэтому при желании в сериале можно найти множество отсылок к культурным артефактам. И именно такой подход Линча, который переосмыслил жанр мыльной оперы, является одной из основных причин, (если не главной) популярности сериала у массового зрителя.
Надо отметить, что пресловутое "декадентство" Линча, проявляющееся, в частности, в смаковании физиологических патологий и уродств - все же в значительной степени постмодернистская игра в декаданс, нежели "чистый продукт". При этом его стиль зачастую перегружен и излишне пышен, фактура перенасыщена. Грузная декадентская стилистика 140-минутной "Дюны" (1985), его второго большого фильма, - экранизации романа Френка Херберта,- вызывают почти физическое желание "подсушить", "отжать", "отшелушить лишнее". С одной стороны, "Дюна" как будто похожа на современный фантастический фильм в духе Лукаса (кстати, Лукас предлагал Линчу снимать "Возвращение Джидая " - третий фильм эпопеи "Звездных войн") - с другой, для фантастического фильма в нем много декаданса. (Или "арт-хауза", как выразился бы американский критик). Сам Линч называл этот фильм "фильтрованным мусором".
"Детективность" его третьего фильма "Синий бархат"(1986) с Кайлом МакЛохлином и Дэннисом Хоппером в главных ролях - тоже, конечно, обманная. Главное для Линча здесь - опять же переосмысление и деконструкция жанра. При желании в фильме можно найти скрытые и открытые цитаты из Кафки, Босха, Бунюэля, и опять же "секретную историю Америки 80-х ", что снова указывает на принадлежность кинематографа Линча к главному стилю (или, точнее, отсутствию стиля) современности. (т.е. постмодернизму).
Авторский метод Линча нашел наиболее адекватное выражение в фильме 1990 года "Дикие сердцем" - это вроде бы "road movie", вроде бы эротический триллер, вроде бы мелодрама, вроде бы "черное кино", вроде бы рождественская сказка, вроде бы... Одним словом, - снова образцовый постмодернистский опус. В этом "зрелом" фильме режиссеру удалось избежать известной несфокусированности ранних фильмов и смастерить хитрую шкатулку сюрпризов и добавочных значений, одинаково интересную как зрителям, так и критикам. Результатом чего и стало вручение ему "Золотой пальмовой ветви" Канна 1990 года.
В "Твин Пикс: Огонь, иди со мной "(1992) Линч попытался показать, что предшествовало событиям телесериала - но фильм активно не понравился ни критикам, ни освиставшим его зрителям Каннского фестиваля. После ряда телевизионных работ Линч снял "Затерянное шоссе" (1997) - мистический триллер, снова полностью отвечающий параметрам понятия "The David Lynch Film". Джазовый саксофонист ( Билл Пулман) страдает паранойей - но, может быть, то, что с ним происходит - вовсе и не паранойя? Обвиненный в убийстве жены (Патриция Аркетт), в камере смертников он превращается в автомеханика (Балатазар Гетти), и выпущенный на свободу, снова встречает свою жену из жизни "в предыдущем теле". В этом фильме Линч снова "ставит на дыбы" жанр мистического триллера, но при этом не разрушает его - фильм смотрится на одном дыхании, как мейнстримовский боевик.
Интересно, однако, что в фильме 1999 года "История Страйта" (или "Простая история"), Линч полностью отказывается от своих былых изысков, и в минималистской манере снимает основанную на действительном событии "простую историю" о путешествии старика (Ричард Фарнсуорт) через всю Америку на газонокосилке.
--------------------------------------------------------------------------------
1970 Бабушка [Grandmother, The] 1974 Ампутация [Amputee, The] 1976 Головка стирания [Eraserhead] 1980 Человек-слон [Elephant Man] 1985 Дюна [Dune] 1986 Синий бархат [Blue Velvet] 1989 Твин-Пикс [Twin Peaks] (телесериал,премьера в 1990-91 г.г.). 1990 Дикий сердцем [Wild at Heart] 1992 Твин Пикс, огонь идет со мной [Twin Peaks, Fire Walks With Me] 1993 Номер в отеле ["Hotel Room"] (1993) ТВ -сериал 1995 Люмьер и компания [ Lumiere et compagnie ] 1997 Затерянное шоссе [Lost Highway ] 1999 Шоссе Маллхоланд Mulholland Drive [ТВ] 1999. Зацикленный [ Driven to It] 1999 Простая история/ История Страйта [Straight Story, The ]
Комментарии пользователей
|
|
|