Дата рождения: 10.11.1951
"Мне очень хочется быть Джульеттой Мазиной. Таким вот маленьким смешным человечком. Даже не Чаплиным, нет. А именно что трогательным и потерянным"
Виктор Сухоруков родился 10 ноября 1951 г. в Орехове-Зуеве Московской области и в актеры метил с детства, выше всех прыгая зайцем на утренниках. Был тайно влюблен в Татьяну Доронину и мотался из своего Орехова-Зуева в
Москву, чтобы постоять у нее под окнами. В восьмом классе надумал поступать в цирковое училище, но там ему велели прийти после десятого. А он после десятого направил стопы в ГИТИС. На вступительных экзаменах читал отрывок с таким сумасшедшим жаром, что один из преподавателей осторожно заметил: "Этот либо ненормальный, либо гениальный".
Учился на одном курсе с Татьяной Догилевой и Юрием Стояновым, нынешним обитателем "Городка", получал в учебных спектаклях совсем не те роли, к которым себя когда-то готовил:
педагоги медленно, верно и, как сегодня ясно, безуспешно перековывали его комедийное дарование в
драматическое. По окончании института он был принят Петром Фоменко в труппу ленинградского Театра Комедии, где получил возрастную роль деда втрое старше себя. Правда, к тому времени почти полностью облысел. Кстати, Ленина, сыгранного им в кино много позже и не раз,
Сухорукову напророчили еще в ГИТИСе. После изгнания (за неудобный талант) главрежжа Фоменко его,
Сухорукова, тоже попросили (за неумеренные возлияния). На несколько лет он выпал из профессии, бедствовал, чуть ли не пустые бутылки собирал. Но нашел в себе силы вернуться и, сменив несколько питерских театров, вновь оказался в труппе Театра Комедии.
С кино не складывалось долго (пара-тройка полупроходных эпизодов не в счет). И однажды он, отчаявшись, даже дал себе зарок: никакого кино, раз не хотите - не надо. По счастью,
Сухоруков оказался не мужик-кремень и слово нарушил. Юрий Мамин пригласил его в "Бакенбарды" (1990) на роль истового почитателя солнца русской поэзии, который насаждает пушкинский культ с пеной у рта, и
Сухоруков не устоял, согласился на пробы. Правда, Мамин сомневался в его кандидатуре ("староват больно"), на что получил в ответ тираду: "Это я староват? Это твой герой слишком молод. Он на самом деле должен быть с пятью образованиями и без возраста. Чтобы люди глядели на него и удивлялись: откуда этот урод взялся?" Когда фильм вышел, люди глядели на
Сухорукова и удивлялись: откуда взялся этот лысый субчик с оттопыренными по-разному ушами и огоньками безумия во взоре? Наше психически неуравновешенное кино ранних девяностых обрадовалось ему как родному. Алексей Балабанов дал
Сухорукову главную роль в "Счастливых днях" (1991) и впоследствии назначил в талисманы - снимал его в "Замке" (1994), "Брате" (1997), "Про уродов и людей" (1998), "Брате-2" (2000). И везде
Сухоруков разный: то человек-грибок в нахлобученной шляпе с обгрызанными полями, то механическое шарнирное существо, то фиксатый бандит, а то яйцеголовый извращенец с лошадиным оскалом.
Снимался он не только у Балабанова, но и у Игоря Масленникова (офицер в "Тьме", 1991), у Михаила Каца (бледный фанатик-убийца в фильме "Хромые идут первыми", 1992), у Максима Пежемского (Яков в "Пленниках удачи", 1993). Но самая известная, козырная роль сыграна им в "Комедии строгого режима" (1992), вернее, три роли в одной. Во-первых, забитая лагерная шестерка. Во-вторых, вождь мирового пролетариата, которого шестерка изображает в спектакле на зоне. В-третьих, неуловимый переход, когда в сморщенном лице всеми презираемого зэка проступают ленинские черты.
Несколько лет спустя Ильич достался ему в эстонском бурлеске "Все мои Ленины" (1997). Кстати, опять же в комплект входило две роли: настоящий Ильич и его идиот-двойник. Здесь умение
Сухорукова сыграть острый перескок из состояние в состояние не понадобилось - а он и впрямь обладает таким умением, вполне уникальным, как и его внешность (не спутаешь). На этом он решил с Лениным распрощаться, дал себе зарок, но, зная
сухоруковские зароки, можно не сомневаться, что возможны варианты. Пока же вышел сиквел "Брата", где у него, в отличие от первого фильма, роль большая и, что называется, вкусная. Его киллер-неудачник Витька по кличке Татарин прислушался к совету Данилы: подался домой, заделался милиционером, но
судьба выхватила его из славных рядов и забросила сначала в
Москву, а потом и в Чикаго.
Сергей Маковецкий, прочитав сценарий, так загорелся этой ролью, что предложил Балабанову переписать "старшего брата" на него. Балабанов предпочел
Сухорукова. Здесь, как и в первом фильме, он говорит чужим хриплым голосом: собственный высоковат.
Фильмография:
1990 - Бакенбарды
1991 - Счастливые дни
1991 - Тьма
1992 - Комедия строгого режима
1992 - Хромые внидут первыми
1993 - Пленники удачи
1994 - Год Собаки
1994 - Замок
1996 - Операция "С Новым годом"
1997 - Брат
1997 - Все мои Ленины
1998 - Про уродов и людей
2000 - Брат-2
2001 - Антикиллер
ОЗОН - Виктор Сухоруков