Библиография
(1882-1941)
Родился 2 февраля 1882 в Ратгаре, пригороде Дублина. Учился в иезуитском пансионе (этот период его жизни нашел впоследствии отражение в Портрете художника в юности), но уже на искусствоведческом факультете Дублинского университетского колледжа познал материальные трудности, преследовавшие его и в зрелые годы.
Мятежное окружение способствовало закреплению бунтарских настроений
Джойса. Однако его не привлекали политические и литературные движения, ставившие своей целью освобождение Ирландии. Он тяготел к общеевропейской культуре, чему немало способствовал его исключительный писательский дар. В 1902
Джойс ушел из семьи, бросил учебу и под предлогом изучения медицины поехал в Париж.
В 1904
Джойс возвратился на континент - на этот раз вместе с Норой Барнакл, родившей ему сына и дочь (официально она станет его женой в 1931). В течение многих лет
Джойс преподавал английский язык в Триесте и Цюрихе - местах своей добровольной ссылки, ставших легендарными после запоздало пришедшей славы. Творческому становлению
Джойса, как и многих других писателей того времени, помог американский поэт Э.Паунд - он содействовал в получении
Джойсом разных субсидий и свел с людьми, которые помогли писателю обосноваться в Париже.
Джойс пережил Первую мировую войну в Цюрихе, туда же он с женой, сыном и внуком перебрался с началом Второй мировой войны. В последнем опубликованном письме, датированном 20 декабря 1940,
Джойс благодарит мэра города за предоставленное его семье убежище сдержанно и с достоинством человека, знающего себе цену и свое место в литературе 20 в. Умер
Джойс в Цюрихе 13 января 1941.
Первой увидевшей свет книгой
Джойса стал поэтический сборник из 36 коротких стихотворений Камерная музыка (Chamber Music, 1904). По сути дела, это в высшей степени эстетская поэзия: над знатоком и ценителем У.Патера, прерафаэлитов, П.Верлена властвуют чары елизаветинской лирики; стихи грациозны и бесплотны, в них полностью отсутствует привязанность к лицам и обстоятельствам, без чего немыслимо зрелое творчество
Джойса. Но с технической стороны они безупречны, и хотя содержательный диапазон их довольно узок, все с лихвой искупается изысканным, почти женственным поэтическим чувством. Сам
Джойс, пренебрежительно называвший сборник 'пригоршней пустяшных од', опубликовал, однако, впоследствии еще один, где стихов совсем мало, - Яблоки по пенни за штуку (Pomes Penyeach, 1927).
Сборник из 15 скетчей или рассказов Дублинцы (Dubliners) вышел в 1914. Некоторые из них незначительны, в других
Джойс изображает жителей Дублина и городские ситуации. Портрет художника в юности (A Portrait of the Artist as a Young Man, 1916) в большой степени автобиографичен, о чем говорит уже название романа. Это произведение представляет собой переработку вполне сырого материала, сохранившийся фрагмент которого был опубликован после смерти писателя, в 1944, под названием Стивен-герой (Stephen Hero). Написанный почти целиком в молодые годы, Портрет демонстрирует пластику и холодный анализ. В этом отношении он значительно превосходит Изгнанников (Exiles, 1914) - тоже во многом автобиографическую пьесу.
Но выдающееся место в истории литературы
Джойс занял прежде всего благодаря Улиссу (Ulysses, 1922), наряду с циклом романов М.Пруста В поисках утраченного времени самому новаторскому произведению 20 в. Работая над Дублинцами,
Джойс сделал зарисовку, где некий мистер Хантер целый день бродит по Дублину, вызывая иронические ассоциации с героем гомеровской Одиссеи. Согласно одной теории, которую разделял и
Джойс, герой античной эпопеи - семит, и
Джойс в какой-то степени соединил этот миф с легендой о Вечном Жиде. Так мистер Хантер превратился в Леопольда Блума, еврейского коммерсанта, а все случившееся с ним за один день в городе, для него одновременно и родном, и чужом, стало основой для тщательно воссозданной атмосферы дублинской жизни в 'День Блума' - 16 июня 1904. Этому не слишком похожему на своего прототипа Улиссу
Джойс дает Телемаха в лице Стивена Дедалуса: тот сходит со страниц Портрета, дабы символически исполнить роль сына в поисках отца. Эту тему
Джойс, по-видимому, счел важнейшей в Одиссее и увлеченно вводил ее в роман. И все же Улисс, хотя и задуман как сложное многоплановое произведение, является прежде всего монументальным исследованием возможностей языка.
Улисс - это воссоздание одного дня. Поминки по Финнегану (Finnegans Wake, 1939), известные в течение долгого времени как Текущая работа (Work in Progress),
Джойс писал на протяжении последних 15 лет жизни. Это подробный отчет об одной ночи или, точнее, о блуждании ограниченной мысли спящего человека в бесконечности мироздания. Поминки по Финнегану - очень длинная книга, написанная языком, в муках изобретенным
Джойсом; этот язык соотносится с обычным так же, как бессознательные психические процессы - с сознательными. Книгу нельзя читать в привычном смысле этого слова. Однако она бесконечно интересна - особенно для писателей - как памятник единственной в своем роде титанической попытки ввести в язык новые формы