ЯНСЕНИЙ Корнелий (Jansen Cornelis)(Нидерландский теолог, епископ Ипрский, родоначальник теологической системы, получившей название 'янсенизма'.)
Комментарии для ЯНСЕНИЙ Корнелий (Jansen Cornelis)
Биография ЯНСЕНИЙ Корнелий (Jansen Cornelis)
(1585-1638) Родился 28 октября 1585 в Аккое близ Лердама (Нидерланды). В 1602 поступил в Лувенский университет, в котором в то время проходили бурные споры между испанским иезуитом Луисом Молиной (1535-1600) и последователями Михаэля Байюса (1513-1589). Позднее Янсений учился в Париже, где вместе со своим другом Жаном Дювержье де Оранном обратился к глубокому изучению сочинений отцов церкви, особенно Августина, и задумал церковную реформу. Этим своим интересам он не изменил и впоследствии, когда стал преподавателем теологии в коллегиуме св. Пульхерии (Collge de Sainte-Pulchrie) в Лувене (с 1616), затем профессором Св. Писания в Лувенском университете (с 1630) и, наконец, епископом Ипрским (с 1636). В Лувене он активно полемизировал с иезуитами, выступил против французского экспансионизма, проявлявшегося в политике Ришелье, и против голландского пресвитерианина Гисберта Воеция. Последние 20 лет жизни посвятил доскональному изучению трудов Августина, результатом которого стало написание трехтомного сочинения под названием: Augustinus, или учение св. Августина о здравии, недугах и врачевании человеческого естества, против пелагиан и массилиан (т.е. полупелагиан). К последним Янсений причислил и 'некоторых нынешних' (молинистов). Янсений умер в Ипре 6 мая 1638. Янсенизм. Augustinus был опубликован посмертно в 1640. Поскольку деятели Реформации также апеллировали к авторитету Августина, Янсений счел необходимым разъяснить отличие своей позиции от протестантской. Для протестантов оправдание есть акт божественной благодати, в котором грешники объявляются праведными на основании праведности Христа, переносимой на них самих и воспринимаемой ими единственно через веру. Для Янсения же оправдание есть процесс, в котором грешник постепенно обретает праведность и который начинается с благодатного божественного акта обращения. Человек, чья природа была радикально повреждена первородным грехом, не способен сопротивляться ни удовольствиям сладострастия, ни радостям благодати, и потому творит добро или зло вследствие непреодолимого влечения, хотя и по своей собственной воле. По Янсению, Христос умер не за всех людей, а только за тех, которые предопределены к спасению.
Почву для идей, выдвинутых Янсением, подготовили сочинения Михаэля Байюса (Мишеля де Бая). Он родился в Эно в 1513, стал профессором Св. Писания в Лувенском университете в 1552, деканом в 1570 и вице-канцлером в 1575. Ссылаясь на авторитет Августина, Байюс выдвинул учение, затрагивающее три главных темы: вопрос об изначальной невинности человека, о природе первородного греха и об оправдании. Это учение обвинили в отрицании сверхъестественных начал, и оно было осуждено Пием V в 1567 и Григорием XIII в 1579. Байюс умер 16 сентября 1589.
В 1642 папа Урбан VIII осудил трактат Янсения об Августине как повторение заблуждений Байюса. В 1649 Корне, синдик Сорбонны, извлек из книги Янсения 5 положений, которые были затем осуждены как еретические Иннокентием X в булле Cum occasione (31 мая 1653). Последовавшие за этим споры продолжались многие годы, захватывая все новых участников. Учение Янсения защищали А.Арно (1612-1694), Б.Паскаль (1623-1662) и теологи янсенистской общины в Пор-Рояльском монастыре близ Парижа. Главными оппонентами янсенистов были иезуиты, против которых Паскаль начиная с 1656 писал свои Письма провинциала; сочинения янсенистов были рассмотрены и осуждены Сорбонной.
Янсенисты не признали себя побежденными. В 1693 Пасхазий Кенель дал толчок новой волне полемики своим толкованием на Новый Завет, и в 1713 буллой Unigenitus папа Климент XI осудил янсенистские положения Кенеля. Янсенистам было предписано подчиниться этой булле под страхом суровых наказаний. В своем ордонансе архиепископ Парижский отказывал в праве на церковное погребение тем, кто не принесет покаяния до своего смертного часа (1752). Делу Янсения в глазах общества весьма повредили эксцессы истерических толп, собиравшихся у могилы Франциска Парижского (1690-1727), янсениста, которого в народе почитали как святого.
Дух янсенизма не угас и поныне. В Нидерландах существует самостоятельная янсенистская церковь, возникшая в результате объединения небольшой общины французских янсенистов с голландскими старокатоликами, отделившимися от Римско-католической церкви в начале 18 в.
Комментарии пользователей
|
|
|