Геннадий Янин родился в 1968 году в городе Серпухов Московской области. Окончил Московское Академическое хореографическое училище в 1986 году и был принят в балетную труппу Московского академического
музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
Хорошая
школа и яркое
актерское дарование сразу позволили ему занять положение солиста. За годы
работы в театре исполнил партии: Шут ("Лебединое озеро"), Па де де ("Жизель"), Меркуцио ("Ромео и Джульетта"), Гран па ("Корсар"), Пан ("Вальпургиева ночь"), Бартоло ("Браво, Фигаро!"), Скоморох ("Снегурочка") и др.
В 1992 году
Геннадий Янин получил Первую премию на Международном конкурсе артистов балета в г. Риети (Италия).
В 1995 году был приглашен в балетную труппу Большого театра в качестве солиста. Природная
музыкальность, неординарность и оптимизм артистической индивидуальности, филигранное владение техникой танца, особенно - исполнение мелких па, и виртуозные вращения, позволили танцовщику создать ряд ярких сценических образов и удерживать лидирующие положение в своем амплуа.
Геннадий Янин участвовал почти во всех новых постановках театра. Среди лучших его ролей: Золотой божок в "Баядерке", Друг Принца в "Лебедином озере", Чиполлино, Модест Алексеевич в "Анюте", Шут в "Легенде о любви", Цыганский и Испанский танцы в "Травиате", Па де де в "Жизели", Кот в сапогах в "Спящей красавице", Русская кукла в "Щелкунчике", Конек-горбунок и другие.
Сочетание отточенной техники и редкого
актерского дарования позволяло артисту исполнять самые разноплановые партии - от чисто технических до
игровых.
Последняя крупная партия - Балда в балете Владимира Васильева на
музыку Дмитрия Шостаковича "Балда", поставленном балетмейстером в расчете на дарование Геннадия
Янина.
Танцовщик имеет обширный концертный репертуар - фрагменты из балетов классического наследия, миниатюры и опусы современных хореографов.
В 1999 году
Геннадий Янин был удостоен звания "Заслуженный артист
России".
В 2003 году был назначен заведующим балетной труппой Большого театра.
В марте 2010 года подал в отставку после серии скандальных порнографических публикаций в
Интернете.
Скандал
С января 2009 года балетом Большого театра руководил Юрий Бурлака, контракт с которым истекал 15 марта 2010 года.
Янин,
работавший в театре с 1995 года (завтруппой с 2003 года), никогда не был основным претендентом на его место, и зачем кому-то понадобилось применять для его устранения столь жесткий метод, опробованный на экс-генпрокуруре Юрии Скуратове и экс-министре юстиции Валентине Ковалеве, до конца не ясно. Цель, однако, просматривается: при определенном раскладе
Янин мог оказаться наиболее подходящим кандидатом для генерального директора Большого Анатолия Иксанова.
Иксанов давно определился с выбором и приглашал на место Бурлаки бывшего руководителя труппы Мариинского театра, теперь возглавляющего балет в Ла Скала Махарбека Вазиева. Переговоры с ним шли почти год, и 15 марта Вазиева ждали в
Москве. В случае вполне возможного, учитывая занятость Вазиева в Италии, отказа назначение Геннадия
Янина исполняющим обязанности худрука было бы на руку Иксанову, дав ему необходимое время на то, чтобы найти замену Бурлаке.
Однако теперь этот вариант исключен из числа возможных. Незадолго до истечения контракта с Бурлакой порнографические
фотографии с участием
Янина были выложены в
интернете, на специально созданном для этого сайте (по некоторым данным, это был сайт yanin.info, который уже недоступен). Сайт был оформлен в цветах Большого театра, на нем был размещен его логотип и биография
Янина. О том, что это целенаправленная провокация, рассчитанная на репутационный ущерб, свидетельствовал и тот факт, что ссылка на эти материалы была разослана тысячам балетных профессионалов как в
России, так и за рубежом.
После такого удара
Янин ушел на больничный, а 14 марта написал заявление об уходе. На его место уже назначен Ян Годовский, танцующий в Большом с 1993 года. Сможет ли он справиться с новой
работой, сказать сейчас почти невозможно, так как в уравнении перестановок в руководстве Большого слишком много неизвестных. Одно ясно точно -
Янин, будучи завтруппой,
играл важную роль в управлении танцовщиками театра, едва ли не более важную, чем сам художественный руководитель.
Может случиться, что должность худрука балета так и останется вакантной: в Мариинском театре, например, как такового руководителя балета нет с 1995 года. В пользу этой версии говорит и то, что 15 марта 2010 года Иксанов должен был назвать имя человека, который придет на смену Бурлаке, но не сделал этого. "Этот вопрос не решен, и должность остается вакантной", - коротко сказал он.
Вполне возможно, что смена худрука балета - лишь первый этап перестановок в руководстве Большого театра. Пишущий для Openspace петербургский критик Дмитрий Ренанский, например, полагает, что произошедшее с
Яниным сигнализирует о желании неких сил дискредитировать все руководство Большого. Если это и правда так, то политические методы, с помощью которых был устранен
Янин, уже не кажутся столь странными. Татьяна Кузнецова из "Коммерсанта" полагает, что позиции Иксанова в театре и так весьма слабы. Одним из кандидатов на его место она называет Юрия Лаптева, которого характеризует как "старого
знакомого премьер-министра Путина".