( 8. 2. 1909 - 28. 12. 1996)
Василий Иванович Раков родился 8 февраля 1909 году в Петербурге в семье служащего. По национальности русский. Член КПСС с 1932 года. В Советской Армии с 1928 года. В 1931 году окончил военную школу морских летчиков, а в 1938 году - Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования. Участвовал в Финской войне 1939-1940 гг. в должности командира эскадрильи бомбардировщиков. В 1942 году окончил Военно-морскую академию. В годы Великой Отечественной войны Василий Иванович Раков был командиром морской авиабригады, заместителем командира 3 особой Севастопольской авиагруппы, помощником командира 9 штурмовой авиадивизии., командиром 12-гвардейского штурмового авиаполка. Совершил свыше 170 боевых вылетов, участвовал в потоплении 12 кораблей и судов противника. Награжден многими орденами и медалями.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда Василию Ивановичу Ракову присвоено 7 февраля 1940 года за мужество и храбрость при выполнении боевых заданий командования во время Финской войны.
Второй медали "Золотая Звезда" командир 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного полка гвардии полковник В.И. Раков удостоен 22 июля 1944 года за умелое руководство боевыми действиями авиации при потоплении немецкого броненосца "Ниобе" в финском порту Котка.
В 1946 году В.И. Раков окончил Академию Генерального штаба. Затем командовал авиасоединением. С 1948 года генерал-майор авиации (с 1958г.) Раков работал в Военно-морской академии. В 1952 году ему присвоена ученая степень кандидата военно-морских наук, в 1953 году - звание доцента. В 1967 году он стал доктором военно-морских наук, профессором (в 1969 г.). С 1971 года - в запасе. Автор книг: "Крылья над морем", "Над морем и сушей", "В авиации - моя жизнь".
Скончался 28 декабря 1996 года.
"С КУРСА НЕ СВОРАЧИВАТЬ..."
Во время Великой Отечественной войны Василий Иванович Раков водил на боевые задания тяжелые, нагруженные бомбами самолеты своей эскадрильи и днем и ночью.
Особенно ему запомнился первый боевой вылет.
- Нам оказана высокая боевая честь, - сказал он летчикам, - уничтожить вражеский аэродром. Лететь нам далеко. Погода нелетная. Смелость и безошибочный расчет в действиях - вот что нам необходимо.
Брезжит рассвет. Над аэродромом низкая облачность, начался снегопад. Взлетела зеленая ракета. Взвихрив снег, поднялось первое звено. Следом второе, третье...
Видимость была настолько плохой, что Раков порою не различал машин своего первого звена. Они то появлялись, то скрывались в облаках и густом тумане. Снег пошел сильнее. Самолетам пришлось снизиться и лететь на высоте 30 - 40 метров. Особенно опасным оказался полет над заливом, где облака сливались с водой. Требовалось большое мастерство, чтобы держать высоту и не врезаться в залив. Это был риск смелый, но обоснованный.
Самолеты пересекли залив и, прижатые снежными облаками, бреющим полетом прошли над лесом. В районе цели облачность немного поднялась. Набрав высоту, Раков увидел аэродром: знакомый по карте островок, а на нем - мачты радиостанций, ангары, здания. Загорается красная лампочка, за ней - зеленая. Когда вспыхнет белая - "так держать!" - никакие отклонения от боевого курса невозможны. Вот уже и белые лампочки горят перед всеми командирами боевых машин. Раков первым сбросил груз и, развернувшись, стал наблюдать за работой своих ведомых. Он видит, как, столб огня, дыма и обломков подымается над ангаром - прямое попадание! В черном дыме взлетает на воздух и второй ангар. Рушится мачта радиостанции. Взрывы следуют один за другим. Накрыть! бомбами и главные сооружения аэродрома.
Враг, как и предполагал Раков, был застигнут врасплох. Он не ожидал налета в такую непогоду. Зенитки стали вести огонь уже вслед уходившим советским самолетам после того, как на земле отгрохотали разрывы бомб. Сомкнутым строем, без потерь возвращались балтийцы домой.
Капитан Раков служил для летчиков примером мужества и стойкости. Однажды он получил особенно сложное задание: совершить глубокий рейд и разбомбить один из крупных приморских объектов. Раков прошел над морскими зимними просторами, точно вышел на цель и обрушился на врага. Но отважных летчиков встретил шквал огня. Они набрали высоту. Снаряды густо ложились вокруг них. Однако цель уже дана штурманом, и Раков по-прежнему держит боевой курс. Строго выдержать курс, скорость и высоту - непременное условие прицельного бомбометания. Вдруг левый мотор его машины резко затрясло. "Подбит, - подумал он, - только бы не пожар! Ведь бомбы еще не сброшены, а цель осталась позади". Вот тут и сказался летный характер. Раков выключает левый мотор и под сильным огнем зениток на высоте 300 - 400 метров вновь ложится на боевой курс и идет на цель. Командир должен точно сбросить свой груз; Ведь по его расчетам будут бомбить остальные! Штурман сбрасывает наконец бомбы на вражеский корабль. Вслед за Раковым бомбит его эскадрилья. Теперь можно возвращаться!
К машине командира пристраиваются остальные, Но летчикам, чтобы не обогнать командира, приходится идти на неполных оборотах. Раков с беспокойством смотрит на, часы. До аэродрома еще далеко. Если машины будут держаться за ним, они до вечера не успеют вернуться. А посадка в темноте на их маленьком аэродроме опасна. После короткого раздумья командир отдает по радио приказ: "Всем самолетам оставить меня и идти на аэродром. Я дойду один". Самолеты проходят вперед, но стараются не терять командира из виду - им трудно оставить его над неприятельской территорией с подбитым мотором. Но командир еще раз подтверждает свой приказ: "Всем идти на аэродром". Самолеты скрываются. Машина Ракова идет одна в густых облаках. Кабина покрывается льдом. И только через полтора часа полета летчик совершил посадку.
Взаимная выручка и товарищеская поддержка - неписаный воинский закон, свято соблюдавшийся летчиками.
Как-то в бою была серьезно повреждена одна из машин. Ее не оставили. Шли сомкнуто, молча, как бы поддерживая на своих крыльях подбитого. Попавший в беду летчик видел этот железный товарищеский строй, видел рядом Ракова и шел из последних сил. Так и вернулись на аэродром.
Был случай, когда во время воздушного боя горящий самолет младшего лейтенанта Курочкина, преследуемый вражескими истребителями, исчез. Раков вывел самолеты из боя. Но что с Курочкиным? Прошли томительные минуты. И вот радист передал ему записку: "Задание выполнено. Самолет горит. Сбил два неприятельских самолета. Курочкин". Значит, не погиб смелый летчик! И командир решает начать его поиски. Но найти его удалось не сразу. Сначала в ледяной безбрежной пустыне обнаружили полусгоревший, дымившийся самолет, а затем - и экипаж Курочкина. Три человека стояли около разводья и махали шлемами. Раков спустился, присмотрелся и увидел, что тяжелый самолет посадить нельзя. Тогда он сбросил вымпел: "Ждите. Скоро буду" - и улетел. Через некоторое время он вернулся на учебном самолете и спас товарищей.
...Свои глубокие знания, боевой опыт, новаторские приемы в тактике бомбардировочной авиации он со свойственным ему педагогическим даром передавал молодым пилотам. Раков отличался особым умением воспитывать в них отвагу, решительность и хладнокровие - качества, столь необходимые в боевой обстановке.
Учеников Василия Ивановича можно было встретить на всех фронтах. Но особенно много летчиков он обучил в дни Великой Отечественной войны на Балтике. Зачастую они сражались рядом, крыло к крылу со своим учителем.
Его храбрость, настойчивость и воля к победе при выполнении боевых заданий служили образцом для подчиненных... Требовалось нанести бомбовый удар по железнодорожной станции, где скопилось много техники противника. Погода была скверная. На выполнение этого трудного задания вылетела группа самолетов во главе с Раковым. Гвардейцы пробились сквозь завесу зенитного огня. Раков первым подошел к станции и с поразительной точностью сбросил на цель бомбовый груз, Уверенно действовали и его ведомые. Горели эшелоны, была объята огнем станция. Но и в машину командира попал снаряд. Она стала плохо управляема и вот-вот могла свалиться в штопор. Большим напряжением воли и сил Раков удерживал ее и продолжал руководить действиями летчиков. И только после того, как убедился, что железнодорожная станция разрушена, а воинские эшелоны разбиты, ушел от цели.
В 1943 году Раков успешно бомбил вражеские артиллерийские батареи, взрывал склады с боеприпасами и горючим, пускал под откос воинские эшелоны, выводил из строя железнодорожные станции и мосты.
Однако чаще всего эскадрилья майора Ракова вылетала на уничтожение вражеских дальнобойных артиллерийских батарей, обстреливавших Ленинград. Эти батареи противник тщательно маскировал. Когда наши самолеты поднимались в воздух, фашисты прекращали огонь. Это облегчало положение города, но усложняло задачу летчиков. Иной раз приходилось делать два-три захода на цель, прежде чем удавалось обнаружить ее и сбросить бомбы.
Однажды перед ним была поставлена такая задача: группе в составе двух звеньев в условиях плохой видимости, при недостаточной для атаки с пикирования высоте облачности нанести внезапный бомбовый удар по вражескому командному пункту.
Учитывая обстановку, Раков подготовил два варианта атаки цели: с крутого и пологого пикирования. Второй вариант не обеспечивал снайперского попадания бомб в цель, поэтому командир основной расчет для себя делал на атаку с крутого пикирования. Риск был велик, но цель стоила того.
- Подвесьте мне три пятисотки, остальным - по две! - приказал он техническому составу.
Когда шестерка самолетов поднялась в воздух, Раков убедился в сложности обстановки.
- Второй вариант! - передал он по радио ведомым. Сам же решил атаковать цель с крутого пикирования.
Противник тщательно маскировался. Ведущий знал, что командный пункт находился под землей. Автомашины к нему близко не подъезжали, а останавливались вдали, в укрытии. Далее к КП вели тропинки, а потом и они резко обрывались.
- Не обманете, тут у вас маскировочная сеть, - подумал Раков, когда с трудом разглядел такую картину. Именно на этот белый участок, лишенный всяких следов, он и направил свой самолет.
Рассчитав момент ввода в пикирование, командир эскадрильи энергично отжал штурвал. Самолет почти отвесно пошел к земле. На прицеливание были затрачены буквально мгновения.
- В самую точку положили! - возбужденно доложил штурман Давыдов, когда самолет был выведен из пикирования у самой земли.
Ведомые, следуя указанию командира, последовательно атаковали цель с пологого пикирования. Задание командования было выполнено.
В январе 1944 года началась подготовка к наступлению. На долю летчиков выпала задача помочь наземным частям преодолеть сопротивление врага и разгромить его у стен Ленинграда.
В.И. Раков со своими летчиками участвовал в ожесточенных боях в районе Синявина, Мги, Красногвардейска, Кингисеппа. На ПЕ-2 он неоднократно летал на бомбежку артиллерийских батарей, варварски обстреливавших Ленинград. Экипажи пикировщиков под его командованием смело расчищали путь наступавшей пехоте. С земли часто передавали: "Молодцы! Действуете отлично".
В руках Ракова ПЕ-2 из бомбардировщика нередко превращался в штурмовик. Наши сухопутные войска в районе Ропши, Волосова и Елизаветина не раз наблюдали, как пилотируемый Раковым самолет устремлялся в пике, летчик сбрасывал бомбовый груз, а затем на бреющем полете обстреливал гитлеровцев из пулемета.
Очень трудным оказался налет на железнодорожный мост за Нарвой. К пикировщикам с земли отовсюду тянулись белесые трассы. Но с боевого курса сворачивать уже было нельзя. Раков и на этот раз остался верен своему правилу и сбросил бомбы на цель, лишь снизившись до предела.
Позднее летевшие сзади командира пилоты рассказывали ему:
- Одна ваша бомба упала на мост, другая - у самых устоев на полотне дороги. Взрывы взметнулись очень высоко. Мы подумали, что вы взорвались. Но смотрим - летите!
Однако пикировщик Ракова был настолько искалечен, что штурман ожидал команды покинуть самолет. Только хладнокровие, выносливость, мастерское управление помогли Ракову дотянуть до своей территории и посадить самолет на своем аэродроме.
В июне 1944 года В.И. Раков был назначен командиром гвардейского авиационного полка пикирующих бомбардировщиков. Вооруженный богатым опытом, он с присущей ему энергией взялся за повышение боевой выучки летчиков.
Об одном из наиболее выдающихся подвигов В.И. Ракова в официальном документе того времени говорится: "16.7.44 г. гвардии подполковник Раков, преодолевая сильный заградительный огонь зенитной артиллерии, с группой самолетов пробился к цели в военно-морскую базу Котка и точным бомбовым ударом с пикирования потопил вражеский броненосец береговой обороны".
Фашисты, когда им пришлось туго на побережье Финского залива; решили ввести в действие крейсер противовоздушной обороны "Ниобе" +1. Своей артиллерией он должен был поддержать потрепанные в боях сухопутные части. Но поправить дела на фронте с помощью броненосца гитлеровцам не удалось. Раков долго охотился за "Ниобе". И вот стало известно, что корабль прибыл в военно-морскую базу. Наконец-то! В приподнятом настроении, с твердой решимостью во что бы то ни стало потопить броненосец, Раков вылетел во главе 28 пикирующих бомбардировщиков. Одновременно с их вылетом группа "лавочкиных" блокировала соседний с базой вражеский аэродром, чтобы авиация гитлеровцев не могла помешать бомбовому удару по кораблю.
Ракову была известна система огневой защиты вражеского порта, над которым он не раз летал. Он предвидел, что встретит труднопреодолимую стену заградительного огня, и заранее подготовился к этому. Машины поднялись в воздух. Передовое звено гвардейцев повел сам Василий Иванович. Ему предстояло первому сбросить бомбы и сбросить так, чтобы накрыть броненосец, иначе могли бы оказаться безрезультатными все последующие атаки пикировщиков.
Вскоре показалась знакомая панорама порта. Командир по радио приказал: "Приготовиться к атаке!" Самолеты легли на боевой курс. Враг открыл бешеный орудийный и автоматный огонь со всех береговых батарей, прикрывавших базу. Ожесточенная стрельба велась и зенитными орудиями броненосца. К самолетам протянулись огненные трассы. Черные шапки разрывов повисли в небе. Но тщетны были усилия врага! Прорвав огневую завесу, Раков уверенно повел гвардейцев прямо на цель. С первого захода звено Ракова накрыло броненосец бомбами, и он перестал стрелять. Второе звено летчиков, которых вел в атаку гвардии майор Пономаренко, метким попаданием двух бомб окончательно решило судьбу корабля. "Ниобе" загорелся, через несколько минут последовал сильнейший взрыв. Окутанный дымом и объятый пламенем броненосец накренился и начал тонуть. Около 300 гитлеровцев вместе с кораблем нашли себе могилу на дне моря.
При выполнении этого задания отличились также гвардейцы, которых вели в бой гвардии капитан Усенко и командиры звеньев Аносов и Калашников.
О славных делах В.И. Ракова и его летчиков советский народ не раз узнавал затем из сводок Совинформбюро.
Так, 19 сентября 1944 года летчики под командованием Ракова нанесли массированный удар по одной из военно-морских баз, по военным кораблям и транспортам, занимавшимся перевозками в Прибалтике. В то время гитлеровское командование стремилось всеми силами удержать порты в Прибалтике, через которые еще могла осуществляться связь между Германией и группировкой войск в Латвии и Эстонии.
Самолеты, ведомые гвардии полковником Раковым, уже на подходе к цели встретили сильное сопротивление. Помимо зенитного огня район прикрывался вражеской авиацией. Однако балтийские соколы прорвались к судам, стоявшим на базе, и нанесли точный бомбовый удар. В результате этого налета гитлеровцы потеряли три транспорта и три подводные лодки. Кроме того, были серьезно повреждены два транспорта, разрушены многие портовые сооружения - склады, пирсы и плавучий док. В разыгравшихся при этом воздушных боях наши истребители сбили 19 самолетов противника...
Н. Негробов
Примечание: В рассказе о В.И. Ракове упоминается операция по уничтожению крейсера береговой обороны "Ниобе", но к сожалению не говорится об истинных причинах послуживших проведению масштабной операции по уничтожению этого корабля. На самом деле, по искреннему убеждению командующего авиацией флота генерал-лейтенанта авиации М.И. Самохина, советские летчики должны были уничтожить - финский броненосец береговой обороны "Вяйнемяйнен". За этим "кораблем-призраком" советские летчики охотились еще со времен Финской войны, когда на "непотопляемый" броненосец было совершено, по крайней мере, 6 (!!!) авиационных налетов. В конце финской войны была даже спланирована специальная операция по уничтожению именно этого корабля, в которой было задействовано 28 бомбардировщиков и 19 истребителей. Но и эта операция закончилась неудачей. Следующая охота за "Вяйнемяйненом" началась с первых дней Великой Отечественной. Наконец летом 1944 года на стол командующего Балтийским флотом адмирала В.Ф. Трибуца лег отчет "о потоплении финского броненосца береговой обороны "Вяйнемяйнен"". Командующий сразу подписал сразу шесть представлений на присвоение звания Героя Советского Союза. Среди летчиков-героев был и В.И.Раков, блестяще справившийся со сложным заданием. Но на самом деле потопленным оказался крейсер "Ниобе", о котором и рассказывалось выше. А злосчастный "корабль-призрак" остался целым и невредимым и в 1947 году был куплен у Финляндии. Корабль вошел в состав Балтийского флота под названием "Выборг" и прослужил на море до 1966 г. (по материалам статьи А.Д. Доценко "Как топили "Вяйнемяйнен"")
---
Источники:
1) Люди бессмертного подвига. Москва "ПЛ" т.2 1975 г.