( 18. 6. 1921 - 16. 5. 1945)
Павел Степанович Шеин, младший лейтенант, штурман самолета 118-го разведывательного авиационного полка. Родился 18 июня 1921 года в с. Подгорном Романовского района Саратовской области. Русский. В 1939 году добровольно поступил в авиационное училище. С августа 1941 года до победы над Германией в Великой Отечественной войне сражался в составе военно-воздушных сил Северного флота. 3а боевые отличия был награжден четырьмя орденами Красного Знамени (1942, 1943 - 2, 1945), медалями "За оборону Советского Заполярья" и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг."
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Павлу Степановичу Шеину присвоено 22 января 1944 года за 105 боевых вылетов на разведку портов и баз в Северной Норвегии, кораблей и транспортов противника в Баренцевом море и проявленные при этом отвагу и мужество.
Лейтенант Шеин считался лучшим штурманом - разведчиком Северного флота, непревзойденным мастером аэрофотосъемки. Герой погиб 16 мая 1945 года при выполнении боевого задания.
Боевую работу на Северном флоте Шеин начал с разведки морского побережья, занятого противником с одновременным нанесением бомбардировочных ударов по обнаруженным целям. 19 января в поселке Большая Западная Лица точным попаданием бомб он взорвал крупный склад боеприпасов, а через два дня там же уничтожил продовольственный склад горно-егерской дивизии.
В последующем Шеин летал на поиск подводных лодок противника и его конвоев в Баренцевом море, на разведку и аэрофотосъемку военно-морских баз Киркенес, Билле-фиорд, Альте-фиорд и Гаммерфест, аэродромов Луостари, Хебугтен, Банак и Свартнес.
Особенно трудными были полеты в условиях Заполярья в зимнее время. Лютые морозы, сильные ветры, частые снегопады, густые туманы на море сильно ограничивали, а иногда и вовсе исключали боевую работу авиации. В таких сложных метеоусловиях действовали только отлично подготовленные экипажи, в том числе экипаж, в состав которого входил Шеин. Зимой 1943 года он произвел 9 боевых вылетов на разведку военно-морской базы Киркенес и порта Линахамари. Разведка производилась с высоты бреющего полета под сильным огнем зенитной артиллерии противника. По обнаруженным кораблям и транспортам наносились удары силами бомбардировочной авиации флота.
20 февраля 1943 года при возвращении с боевого задания самолет попал в сплошной снегопад с видимостью до нуля. Летчик продолжал полет, пользуясь расчетами штурмана Шеина. Эти расчеты оказались, как и всегда, исключительно точными, и Экипаж благополучно приземлился на своем аэродроме. В подобных условиях экипаж летал десятки раз.
19 апреля 1943 года в пасмурную погоду и при сильном огне зенитной артиллерии Шеин с высоты 1000 метров обнаружил в порту Киркенес 12 транспортов противника. Используя эти данные, наша авиация нанесла по судам успешный бомбардировочный удар.
12 июня 1943 года Шеин за один полет, продолжавшийся три часа, произвел плановую съемку места строительства нового аэродрома, аэродромов Хебугтен, Луостари, Банак, портов Киркенес, Вадсэ, Линахамари и другие Доставленные им снимки раскрыли перед командованием полную картину обстановки на море, в портах, базах и на аэродромах противника.
Летом 1943 года Шеин отлично справился со сложным заданием по разведке коммуникации противника, проходящей вдоль побережья Северной Норвегии и Варангер-фиорда. Каждый раз, обнаружив конвой, он передавал сведения в штаб, а сам продолжал наблюдение до подхода нашей бомбардировочной авиации, отбивая при этом атаки вражеских истребителей.
За первые два года боевой работы экипаж Шеина сфотографировал обширные районы занятого врагом морского побережья, обнаружил на коммуникациях и в портах 41 конвой, 266 транспортов и 450 боевых кораблей противника.
---
Источники:
1) Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.2. М.:Воениз.1988.
2) Румянцев.Н.М. "Люди легендарного подвига". Саратов. 1968 г.