РОДЧЕНКО Александр Михайлович(Живописец, график, фотограф, дизайнер, педагог, член группы конструктивистов ИНХУКа (Институт художественной культуры), член группы 'Октябрь', член Союза художников по секции графики)
Комментарии для РОДЧЕНКО Александр Михайлович
Биография РОДЧЕНКО Александр Михайлович
В 1911-1914 учился в Казанской художественной школе, в 1916 году переехал в Москву. Выставлялся как живописец с 1916 года, один из организаторов профессионального союза художников-живописцев в 1917 году. С 1918 по 1922 работал в отделе Изо Наркомпроса (отдел изобразительного искусства Народного комиссариата просвещения) как заведующий музейным бюро и как член художественной коллегии.
Одновременно разрабатывал серии графических, живописных и пространственных абстрактно-геометрических минималистских работ. С 1916 участвовал в важнейших выставках русского авангарда, в архитектурных конкурсах и работе комиссии Живскульптарх (комиссия по живописному, скульптурному и архитектурному синтезу). В текстах-манифестах 'Все - опыты' и 'Линия' зафиксировал свое творческое кредо. Относился к искусству как к изобретению новых форм и возможностей, рассматривал свое творчество как огромный эксперимент, в котором каждая работа представляет минимальный по форме живописный элемент и ограничена в выразительных средствах. В 1917-18 работал с плоскостью, в 1919 написал "Черное на черном", работы, основанные лишь на фактуре, в 1919-1920 ввел линии и точки как самостоятельные живописные формы, в 1921 на выставке '5х5=25' (Москва) показал триптих из трех монохромных цветов (желтый, красный, синий).
Одновременно с живописью и графикой занимался пространственными конструкциями. Первый цикл - 'Складывающиеся и разбирающиеся' (1918) - из плоских картонных элементов, второй - 'Плоскости, отражающие свет' (1920-1921) - свободно висящие мобили из вырезанных из фанеры концентрических форм (круг, квадрат, эллипс, треугольник и шестиугольник), третий - 'По принципу одинаковых форм' (1920-21) - пространственные структуры из стандартных деревянных брусков, соединенные по комбинаторному принципу. В 1921 подвел итог своих живописных поисков и объявил о переходе к 'производственному искусству'.
В 1920 стал профессором живописного факультета, в 1922 - 1930 годах - профессор металлообрабатывающего факультета ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа (Высшие художественно-технические мастерские - Высший художественно-технический институт). Учил студентов проектировать многофункциональные предметы для повседневной жизни и общественных зданий, добиваясь выразительности формы не за счет украшений, а за счет выявления конструкции предметов, остроумных изобретений трансформирующихся структур. В 1920-1924 был членом ИНХУКа.
С 1923 работал как дизайнер универсального профиля. Занимался полиграфией, фотомонтажом и рекламной графикой (совместно с В. Маяковским), входил в состав группы ЛЕФ (Левый фронт), позднее был членом редакционной коллегии журнала 'Новый ЛЕФ'.
В 1925 году был командирован в Париж для оформления советского раздела Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности, осуществлял в натуре свой проект интерьера 'Рабочего клуба'.
С 1924 занимался фотографией. Известен своими остродокументальными психологическими портретами близких ('Портрет матери', 1924), друзей и знакомых из ЛЕФа (портреты Маяковского, Л. и О. Брика, Асеева, Третьякова), художников и архитекторов (Веснин, Ган, Попова). В 1926 году опубликовал свои первые ракурсные снимки зданий (серии 'Дом на Мясницкой', 1925 и 'Дом Моссельпрома', 1926) в журнале 'Советское кино'. В статьях 'Пути современной фотографии', 'Против суммированного портрета за моментальный снимок' и 'Крупная безграмотность или мелкая гадость' пропагандировал новый, динамичный, документально точный взгляд на мир, отстаивал необходимость освоения верхних и нижних точек зрения в фотографии. Участвовал в выставке 'Советская фотография за 10 лет' (1928, Москва).
В конце 20-х -начале 30-х годов был фотокорреспондентом в газете 'Вечерняя Москва', журналах '30 дней', 'Даешь', 'Пионер', 'Огонек' и 'Радиослушатель'. Одновременно работал в кино (художник фильмов 'Москва в Октябре', 1927, 'Журналистка', 1927-28, 'Кукла с миллионами' и 'Альбидум', 1928) и театре (постановки 'Инга' и 'Клоп', 1929), разрабатывая оригинальную мебель, костюмы и декорации.
Один из организаторов и руководителей фотогруппы 'Октябрь'. В 1931 на выставке группы 'Октябрь' в Москве в Доме печати выставил ряд дискуссионных снимков - снятые с нижней точки 'Пионерку' и 'Пионера-трубача', 1930; серию динамичных кадров 'Лесопильный завод Вахтан', 1931 - послужившую мишенью для разгромной критики и обвинения в формализме и нежелании перестраиваться в соответствии с задачами 'пролетарской фотографии'.
В 1932 вышел из 'Октября' и стал фотокорреспондентом по Москве издательства Изогиз. С 1933 работал как художник-оформитель журнала 'СССР на стройке', фотоальбомов '10 лет Узбекистана', 'Первая конная', 'Красная армия', "Советская авиация' и других (совместно с супругой В. Степановой). Продолжал занятия живописью в 30-е и 40-е годы. Был членом жюри и художником-оформителем многих фотовыставок, входил в состав президиума фотосекции профессионального союза кинофотоработников, был членом МОСХа (Московская организация Союза художников СССР) с 1932 года. В 1936 участвовал в 'Выставке мастеров советского фотоискусства'. С 1928 года регулярно посылал свои работы на фотографические салоны в США, Францию, Испанию, Великобританию, Чехословакию и другие страны.
Литература:
Chan-Magomedov S.O. Rodchenko. The complete work. London, 1986
А.М.Родченко и В.Ф.Степанова. (Из серии Мастера искусства книги). М., 1989
Alexandr M. Rodchenko, Varvara F. Stepanova: The Future Is Our Only Goal. Munich, 1991
А.Н.Лаврентьев. Ракурсы Родченко. М., 1992
Alexander Lavrentiev. Alexander Rodchenko. Photography. 1924-1954. KЪln, 1995
Александр Родченко. Опыты для будущего. М., 1996
Alexandr Rodchenko. (Published in conjunction with the exhibition Alexandr Rodchenko at the Museum of Modern Art). New-York, 1998
Комментарии пользователей
|
хуйня для РОДЧЕНКО Александр Михайлович |
хуйня |
|
|