БЕНЕДЕТТО Кроче(Итальянский философ, историк, литературовед)
Комментарии для БЕНЕДЕТТО Кроче
Биография БЕНЕДЕТТО Кроче
(1866-1952)
Итальянский философ, историк, литературовед, самый видный и оригинальный представитель 'неогегельянства' - одного из направлений философии 20 в., идеолог и политический деятель итальянского либерализма. Ученый и публицист, он почти полвека занимал важное место в общественной и духовной жизни не только Италии, но и Европы. Уроженец Неаполя, горячо привязанный к нему, Кроче начал свою деятельность как историк, создав в 1886-1892 гг. труды, которые сразу привлекли к нему внимание, - 'Неаполитанская революция 1799 г.' и 'Испания в итальянской жизни в эпоху Рисорджименто'. С 1902 по 1920 г. он был профессором Неаполитанского университета, с 1910 г. -сенатор. С 1903 г. вплоть до своей смерти он издавал, зачастую являясь единственным автором, журнал 'Критика', своеобразный рупор либерализма.
В 90-х гг. Кроче проявил интерес к марксизму, прослушав ряд лекций итальянского марксиста А. Лабриолы. Но уже в 1900 г. в работе 'Исторический материализм и марксистская экономия' он подверг критическому анализу основополагающие идеи марксизма с позиций идеализма и в будущем оставался верен своему неприятию марксизма, классовой борьбы как таковой, революционного движения новейшего времени. Не удивительно, что видные деятели Итальянской коммунистической партии А. Грамши, П. Тольятти и другие марксисты критиковали Б. Кроче и крочеан-ство как одно из влиятельных направлений духовной жизни страны. В ряде статей, написанных после 1900 г., и особенно в работе 'Теория и история историографии' (1915), Кроче изложил идеалистическую 'этико-политическую' концепцию истории, которую он развивал в дальнейших своих философских, исторических, историко-культурных и политических трудах. Она достаточно сложна и неоднозначна, тем более что вырабатывалась и корректировалась им в переломную эпоху, изобиловавшую серьезными потрясениями - первой и второй мировыми войнами, крушением либеральной демократии, а затем фашизма, воздействием Октябрьской революции в России. Так, Кроче отстаивал необходимость неразрывной связи между историей и философией, считал, что история призвана не просто регистрировать события, но и воспитывать, помогать осознанию современности. Отстаивая 'абсолютный историзм', Кроче критически относился к признанию законов, которые управляют историей; движущей силой человеческих поступков он считал развитие идеи, а активными творцами истории- избранные интеллектуальные слои общества, его элиту. Антидемократизм Б. Кроче особенно отчетливо проявился в условиях послевоенного кризиса 20-х гг. В 1920-1921 гг. он был министром, а затем в числе других политических деятелей Италии не воспрепятствовал приходу фашизма к власти.
В то время как фашизм пытался эксплуатировать некоторые элитарные концепции и идеи Кроче, сам он скоро встал по отношению к фашизму в 'моральную оппозицию', противопоставив фашизму, фашистской культуре и идеологии идеалы свободы, прогресса, призыв к моральному совершенствованию человека и человечества. Эти идеи нашли отражение в опубликованной впервые в 1928 г. 'Истории Италии с 1871 по 1915 г.', а также в работах 'История Европы в XIX веке', 'История как мысль и действие' и др. Это своеобразный гимн либерализму, осуждение войны и милитаризма, сожаление по поводу тяжелых срывов целых народов по пути к свободе и прогрессу, вера в торжество свободы, понимаемой им в либеральном смысле. В 1943-1947 гг. Кроче был лидером созданной им либеральной партии.
Комментарии пользователей
|
|
|