Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
ЧЖОУ ХоугунЧЖОУ Хоугун
ВАНИН Василий Васильевич
Власов Валерий АлександровичВласов Валерий Александрович
ФЕДЕР Готфрид (Feder)
Бородин КонстантинБородин Константин
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ОСАМУ Тэдзука

('Бог манги', одна из ключевых фигур в истории японской культуры XX века)

Комментарии для ОСАМУ Тэдзука
Биография ОСАМУ Тэдзука
Тэдзука Осаму (3.11.1926, Осака - 9.02.1989) - "Бог манги", одна из ключевых фигур в истории японской культуры XX века, создатель эстетики и техники современных манги и аниме.

Настоящее имя Тэдзуки читается так же, как и его псевдоним, но пишется в один иероглиф. Для создания псевдонима Тэдзука добавил к своему имени иероглиф "муси" - "насекомое". Это произошло еще в 1937 году, когда мальчик увлекся энтомологией и нашел в энциклопедии слово "осамуси" ("жужелица"), которое буквально переводится как "главное насекомое, большой жук". Любовь к энтомологии, биологии и природе Тэдзука сохранил на всю жизнь.

Детство Тэдзуки прошло в городе Такарадзука (провинция Хего). Его семья принадлежала к японской интеллигенции, и мальчик рано познакомился с лучшими достижениями не только японской, но и мировой культуры. Помимо европейской, важную роль в его образовании сыграла российская культура - классическая музыка, живопись Серебряного века, Достоевский.

Кроме того, отец Тэдзуки, врач по профессии, был ярым поклонником кино и даже имел дома кинопроектор - большая редкость в Японии. Мать Тэдзуки, в свою очередь, была поклонницей театра Такарадзука - уникальной театральной труппы, созданной в начале XX века и сочетающей эстетику традиционного японского театра с фееричностью и размахом бродвейских шоу. Уникальность театра Такарадзука заключалась в том, что все роли в нем исполняли молодые женщины.

Юноша унаследовал от родителей оба их хобби, добавив к ним энтомологию и страсть к рисованию. Увидев в 1945 году полнометражный анимационный фильм режиссера Эдзо Мицуе "Момотаро - божественный моряк" [Momotarou: Umi no Shinpei], Тэдзука загорелся идеей стать аниматором. Вообще-то, эта мысль приходила к нему и раньше, и юноша был страстным поклонником творчества Диснея и Макса Фляйшера. Однако в разрушенной войной стране создавать анимацию было довольно сложно, да и непрактично.

На смену дорогой токийской манге, издававшейся в годы войны в цвете и на хорошей бумаге, приходит так называемая "краснообложечная" осакская манга, издаваемая черно-белой, в больших количествах и на газетной бумаге и продающаяся буквально за копейки. Гонорары мангак также были невелики, но зато издатели предоставляли им невиданную ранее свободу творчества.

В 1946 году Тэдзука дебютировал как мангака, начав публиковать в газете "Mainichi" четырехрисуночную мангу "Дневник малышки Ма" [Ma-chan no Nikki] - довольно традиционную для своего времени.

Однако уже через год, в 1947 году, Тэдзука выпустил мангу, в одночасье сделавшую его знаменитостью Осаки - "Новый Остров сокровищ" [Shin Takarajima]. Сюжет этой манги придумал Сакай Ситима, однако прославилась она не сюжетом, а графической техникой и приемами: Тэдзука начал активно использовать в манге кинематографические ракурсы, крупные планы, "растягивание" одной сцены на несколько рисунков, звуковые эффекты и подчеркивание фаз движения. На протяжении более 200 страниц книжного издания манга рассказывала единый сюжет, наполненный захватывающими приключениями. Всего было продано около 400 тысяч ее экземпляров - невиданный тираж для разоренной страны, в которой не все могли найти деньги даже на чашку риса.

В эти годы Тэдзука учился на медицинском факультете университета Осаки. Творческие и финансовые успехи не помешали ему, в конце концов, закончить университет и получить диплом доктора, на чем настаивали его родители. Правда, произошло это только в 1958 году.

После того, как Тэдзука стал знаменит, ему предложили работу крупнейшие токийские детские журналы. Он принял все эти предложения. В журнале "Manga Shounen" он начал публиковать мангу "Император джунглей" [Jungle Taitei] (1950-1954), в журнале "Shounen" - мангу "Посол Атом" [Atom Taishi], вскоре переименованную в "Могучий Атом" [Tetsuwan Atom] (1952-1958), а в журнале "Shoujo Club" - первую в истории Японии седзе-мангу "Рыцарь с ленточкой" [Ribbon no Kishi] (1953-1956, 1958, 1963-1966) и первую мангу с "лучистыми глазами".

Одновременно с этим Тэдзука в 1952 году переехал в Токио. Обшарпанный доходный дом Токивасо, в котором он поселился, стал меккой для юных мангак, приезжавших туда, чтобы учиться у молодого мастера. В Токивасо жили вместе с Тэдзукой такие будущие знаменитости, как Исиномори Сетаро, Мотоо Абико, Фудзимото Хироси, Акацука Фудзио, Цунода Дзиро, Мидзуно Хидэко и многие другие. Кроме того, в 1970-х учеником Тэдзуки был Тэрасава Буити. Количество же молодых авторов, на которых повлияло его творчество, просто нисчислимо. Так, своим вдохновителем прямо называли Тэдзуку Хагио Мото, Ито Симпэй, Ивааки Хитоси, Танигути Томоко, Ватанабэ Масако и многие другие.

В конце 1950-х студия "Toei Douga" задумала создать полнометражный анимационный фильм "Путешествие на Запад" [Saiyuki] (1960) по мотивам манги Тэдзуки "Похождения Гоку" [Gokuu no Daibouken] (1952-1959), которая, в свою очередь, была основана на классическом китайском романе У Чэнъэня. Режиссером этого фильма был Ябусита Тайдзи, и он привлек к проекту Тэдзуку и Исиномори.

Познакомившись поближе с миром анимации, о чем он уже давно мечтал, Тэдзука был разочарован тем, что аниме не пользуется в Японии такой же популярностью, как американские мультсериалы. Особенно "провален" был быстро развивающийся ТВ-рынок, который американская анимация полностью захватила. Особую популярность завоевали сериалы студии "Hanna-Barbera".

Для того чтобы в корне изменить ситуацию, Тэдзука в 1961 году создал анимационную студию "Mushi Productions". В следующем году он "для разминки" выпустил экспериментальный полнометражный фильм "История одной улицы" [Aru Machikadou no Monogatari] (1962), а новый, 1963 год, Япония встретила с первым культовым аниме ТВ-сериалом "Могучий Атом" [Tetsuwan Atomu] (1963-1966). Сериал выпускался черно-белым.

Колоссальный успех "Могучего Атома" породил настоящий бум ТВ-анимации, которая опиралась на уже наработанный манга-материал. Длинные сериальные комиксы идеально экранизировались в длинные ТВ-сериалы.

В 1964 году Тэдзука создает первый в истории аниме полнометражный фильм - продолжение ТВ-сериала: "Могучий Атом - космический герой" [Tetsuwan Atom Uchuu no Yuusha].

В 1965 году "Mushi Productions" начала выпуск своего первого цветного ТВ-сериала "Император джунглей" [Jungle Taitei] (1965-1966), режиссером которого стал Ринтаро.

Как и Токивасо в мире манги, студия "Mushi Productions" стала стартовой площадкой для целого ряда значительных аниматоров. Среди них были Ринтаро, Дэдзаки Осаму, Сугии Гисабуро, Кавадзири Ёсиаки, Хата Масами, Сугино Акио, Нунокава Юдзи и многие другие.

В 1966 году появляется новый полнометражный экспериментальный фильм Тэдзуки "Картинки с выставки" [Tenrankai no E] - изображения различных человеческих типов, положенные на музыку Мусоргского.

Во второй половине 1960-х экранизируется большая часть написанных к тому времени сериалов Тэдзуки. Однако коммерческая ценность дальнейших творческих анимационных экспериментов мастера оказывается невелика. Так, ТВ-сериал "Вампир" [Vampire] (1968-1969, манга - 1966-1967, 1968-1969), созданный в технике совмещения актеров с анимационными персонажами, с треском провалился. К тому же, "диснеевский" стиль Тэдзуки того времени никак не подходил для фильма ужасов.

После этого провала Тэдзука выпустил два полнометражных фильма: "Сказки 1001 ночи" [Senya Ichiya Monogatari] (1969) по мотивам арабских эротических сказок и "Клеопатра" [Cleopatra] (1971) - смелую эротическую пародию на исторические фильмы из римской жизни с множеством намеренных несообразностей и анахронизмов. Этими работами Тэдзука основал традицию "аниме для взрослых".

Однако в 1970 году Тэдзука отходит от руководства "Mushi Productions", а через два года компания терпит банкротство и переходит в другие руки. Ученики Тэдзуки разошлись по различным студиям и компаниям, самая большая их группа создала студию "Madhouse".

1970-е годы для Тэдзуки - время возвращения к манге (от которой он, собственно, никуда и не уходил). Сам он всегда называл мангу "женой", а аниме - "любовницей". Не в силах отделаться еще от детской любви, в 1975 году он основал студию "Tezuka Productions".

Некоторое время "Tezuka Productions" занималась изданием манги и выпуском ТВ-сериалов. Однако со временем наметился крен интереса Тэдзуки к некоммерческой анимации. Последним коммерческим проектом студии стал полнометражный фильм "Жар-птица 2772: Космозона любви" [Hi no Tori 2772: Ai no Cosmo Zone] (1980) режиссера Сугиямы Таки. Для этого фильма Тэдзука написал сценарий - завершение работы всей его жизни, манги "Жар-птица" [Hi no Tori] (1967-1971, 1976-1981).

За этим большим фильмом последовали некоммерческие "пустячки" "Прыжки" [Jumping] (1984) и "Ветхий фильм" [Onboro Film] (1985), получившие высшие призы на престижных международных фестивалях анимации в Загребе и Хиросиме соответственно. Схожих почестей удостоилась и последняя, незаконченная аниме-работа Тэдзуки, "Легенда леса" [Mori no Densetsu] (1987), положенная на музыку Чайковского.

В 1989 году Тэдзука скончался от рака желудка. Хотя за пределами Японии его смерть была почти не замечена, в самой стране она стала национальной трагедией. Многие не верили и не хотели верить, что Тэдзука, до самого конца остававшийся энергичным и фантастически трудолюбивым, многие годы умирал от ужасной болезни. В 1994 году в Такарадзуке был открыт посвященный ему музей, а компания "Tezuka Productions" подготовила к изданию его полное собрание сочинений и до сих пор неплохо зарабатывает на наследии мастера. В 1997 году были выпущены марки, посвященные Тэдзуке.

Всего за свою жизнь Тэдзука создал около 500 манга-произведений, суммарной длиной в 150 тысяч страниц. Вот лишь наиболее значительные из них (не считая уже названных выше): "Метрополис" [Metropolis] (1948-1951), "Преступление и наказание - комикс" [Eigoban Tsumi to Batsu] (1953), "Синсэнгуми" [Shinsengumi] (1963), "Большой Икс" [Big X] (1963-1966), "Великолепная троица" [W3] (1965-1966), "Посол Магма" [Magma Taishi] (1965-1967), "Дороро" [Dororo] (1967-1968), "Морские тритоны" [Umi no Triton] (1969-1971), "Тайна Мелмо" [Fushigi na Melmo] (1970-1972), "Мария - кукла Яккэпати" [Yakkepachi no Maria] (1970), "Микроид Эс" [Microid S] (1973), "Черный Джек" [Black Jack] (1973-1983), "Будда" [Buddha] (1974-1984), "Вот идет Трехглазый!" [Mittsume ga Tooru] (1974-1978), "Юнико" [Unico] (1976-1979), "Газ МВ" [MW] (1978), "Сообщите Адольфу" [Adolf ni Tsugu] (1983-1985), "Деревья под солнцем" [Hidamari no Ki] (1983-1987), "Нео-Фауст" [Neo Faust] (1987), "Людвиг Б." [Ludwig B.] (1987), "Гринго" [Gringo] (1987-1989).

В памяти тех, кто его знал близко, Тэдзука остался великим творцом и гуманистом, но не лишенным и некоторых "детских" слабостей. Так, Тэдзука всю жизнь по-доброму завидовал своим последователям и часто сетовал, что не может занимать первые строчки всех манга-хитпарадов для всех возрастов. А, начав лысеть, он стал носить берет, ставший его фирменным знаком. Только очень близкие люди удостаивались чести лицезреть его лысину.

Тэдзука первым из современных мангак стал зарабатывать большие деньги на своих работах. Однако он никогда не был рабом денег и постоянно вкладывал их в свои новые, часто экспериментальные проекты, многие из которых оказывались финансово несостоятельными.

Великий мангака, Тэдзука был и остается величайшим мастером японских комиксов. Однако величайший его вклад в японскую и мировую культуру заключается не в самих его произведениях, а в том, что его творчество и его помощь вдохновили множество последователей, пошедших дальше его. Работы Тэдзуки были замечательны, но при этом всегда казалось, что их можно сделать лучше, что "тема не закрыта", ее можно развивать дальше. Будучи первопроходцем и гением, Тэдзука не стал манга-деспотом и всегда был открыт для новых идей. А его наработки в области организации создания аниме до сих пор служат индустрии - как и многие придуманные им сюжеты.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
РИНТАРО
РИНТАРО
ОСАМУ Дэдзаки
ОСАМУ Дэдзаки
СЕТАРО Исиномори
СЕТАРО Исиномори

Новости по темеОСАМУ Тэдзука:
ОСАМУ Тэдзука, фото, биография
ОСАМУ Тэдзука, фото, биография ОСАМУ Тэдзука `Бог манги`, одна из ключевых фигур в истории японской культуры XX века, фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература


 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь