Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
ВИН (Wien), Вильгельм
Матросов АлександрМатросов Александр
АБРАМОВИЧ Роман АркадьевичАБРАМОВИЧ Роман Аркадьевич
СУРИКОВ Василий Иванович
Савицкая Светлана ЕвгеньевнаСавицкая Светлана Евгеньевна
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ЧЕРЕПНИН Николай Николаевич

(Композитор и дирижер.)

Комментарии для ЧЕРЕПНИН Николай Николаевич
Биография ЧЕРЕПНИН Николай Николаевич
ЧЕРЕПНИН НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1873-1945), русский композитор и дирижер. Родился в Петербурге 3 (15) мая 1873 в старинной дворянской семье. Окончил в 1895 юридический факультет Петербургского университета, в 1898 Петербургскую консерваторию по классам композиции Н.А.Римского-Корсакова и фортепиано К.К.Фан-Арка (1839 или 1842-1902). С 1899 заведовал оркестровым классом Придворной певческой капеллы. В 1905-1918 преподавал в Петербургской консерватории, где основал первый в России класс дирижирования (среди его учеников - С.С.Прокофьев). В те же годы стал членом Беляевского кружка и постоянным дирижером основанных М.П.Беляевым (1836-1903/1904) 'Русских симфонических концертов' (РСК). Дирижерская карьера Черепнина складывалась весьма успешно: кроме РСК, он выступал в концертах Императорского Русского музыкального общества (ИРМО), в концертных циклах А.И.Зилоти (1863-1945) и С.Н.Василенко (1872-1956) ('Исторические концерты в Москве') и др.; в 1906-1909 был дирижером в Мариинском театре.
Благодаря семейным связям (через свою жену - М.А.Бенуа, дочь академика-акварелиста Альберта Бенуа) Черепнин вошел в кружок, группировавшийся вокруг А.Н.Бенуа и С.П.Дягилева, - будущий 'Мир искусства', став в нем 'экспертом' по музыкальной части. В 1903-1907 работал с Бенуа и М.М.Фокиным над постановкой балета на собственную музыку Павильон Армиды (Мариинский театр, 1907). В 1909-1914 был ведущим дирижером дягилевских 'Русских сезонов' в Париже, в частности под его управлением прошел первый, триумфальный сезон. Для дягилевской антрепризы написаны два балета Черепнина - Нарцисс и Эхо (1911) и Маска Красной смерти (1915, не был поставлен, впоследствии переработан в симфоническое произведение Судьба). После 1914 дирижировал отдельными спектаклями антрепризы в Европе.

После 1917 был вынужден покинуть Петербург; в 1918-1921 работал в Тифлисе директором консерватории и дирижером оперного театра. В 1921 эмигрировал во Францию. Концертировал в разных странах в качестве дирижера, в том числе с исполнением собственных произведений; писал и аранжировал балетную музыку для разных антреприз (среди них для труппы Анны Павловой). Был одним из основателей и педагогов Русской консерватории в Париже (в 1925-1929 и 1938-1945 - директор). С 1937 возглавлял попечительский совет издательства 'М.П.Беляев в Лейпциге' и в этом качестве способствовал распространению за рубежом русской классической музыки и изданию новых произведений композиторов-эмигрантов. Умер Черепнин под Парижем 26 июня 1945.

По своему 'музыкальному происхождению' Черепнин принадлежит к поздней формации петербургской школы (один из самых любимых учеников Римского-Корсакова; близкий друг А.К.Лядова); в его творчестве рано проявилось импрессионистское начало, выраженное ярко и оригинально, - в таких, например, сочинениях, как балеты Павильон Армиды и Нарцисс и Эхо, имевших очень большой успех в Париже, как симфонические поэмы по мотивам русских сказок - Зачарованное царство (1912) и шесть музыкальных иллюстраций к Сказке о рыбаке и рыбке (1909), романсы на стихи К.Д.Бальмонта и некоторые фортепианные циклы, в особенности музыка к Азбуке в картинках Бенуа и др. Черепнин дореволюционного периода - наиболее 'чистый' представитель импрессионизма на русской почве. Кроме того, он - один из самых виртуозных мастеров оркестрового письма, что сказалось как в его собственных партитурах, так и в инструментовках произведений разных композиторов, сделанных им для балетных спектаклей, а также в его редакции неоконченной оперы Мусоргского Сорочинская ярмарка (Монте-Карло, 1922).

В позднем творчестве Черепнина выделяются две оперы на русские сюжеты: Сват по А.Н.Островскому (1929) и Ванька-ключник по Ф.К.Сологубу (1932) - тонкие и остроумные стилизации народного 'лубочного', 'балаганного' театра. Черепнин зарекомендовал себя как автор духовной музыки, индивидуально, в 'петербургском стиле' преломляющий новые тенденции в этой области (особенно выделяются Вторая литургия, 1907 и 'Утреня' из Всенощного бдения, 1918). За рубежом эта линия была продолжена рядом обработок древних распевов для мужского хора без сопровождения (для парижского Сергиевского подворья) и духовной ораторией Хождение Богородицы по мукам для солистов, хора и оркестра по мотивам древнеславянского апокрифа (1937), одним из самых высоких образцов данного жанра на русской почве.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
БЕРНАДОС Николай Николаевич
БЕРНАДОС Николай Николаевич
ГЕ Николай Николаевич
Гончар Николай Николаевич
Гончар Николай Николаевич

Новости по темеЧЕРЕПНИН Николай Николаевич:
ЧЕРЕПНИН Николай Николаевич, фото, биография
ЧЕРЕПНИН Николай Николаевич, фото, биография ЧЕРЕПНИН Николай Николаевич Композитор и дирижер., фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература

Сегодня родились

 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь