ДЕСНОС Робер(Французский поэт)
Комментарии для ДЕСНОС Робер
Биография ДЕСНОС Робер
ДЕСНОС, РОБЕР (Desnos, Robert) (1900-1945), французский поэт 20 в. Родился 4 июля 1900 в Париже в семье скромного достатка; отец был заместителем мэра своего округа и уполномоченным по поставкам птицы и дичи на Парижском Рынке (Les Halles). После окончания коммунальной школы в 1913 поступил в лицей Тюрго; не проявлял рвения к занятиям. В шестнадцать лет бросил лицей и семью, решив начать самостоятельную жизнь. Недолгое время работал в лавке москательных товаров расфасовщиком. В 1916 в журнале "Литература" (Littérature) опубликовал свой первый рассказ - описание собственного сновидения, а в 1917 в "Трибуне молодых" (La Tribune des Jeunes) - свои первые стихотворения. В 1919 служил в издательском доме Жана де Боннфона сначала в качестве секретаря, затем управляющего. В том же году встретился с поэтом Луи де Гонзагом Фриком, который ввел его в модернистские литературные круги; завязал дружбу с поэтом Бенжаменом Пере, познакомившим его с творчеством дадаистов. С марта 1920 по январь 1922 служил во французской армии, сначала в Шомоне, затем в Марокко; написал там большое число стихотворений.
В 1922 вошел в группу сюрреалистов, возглавлявшуюся А.Бретоном, лозунгом которых было освобождение поэтического языка от контроля разума; для них подлинная поэзия могла рождаться только в состоянии полусна, опьянения или бреда. Стал одной из главных фигур сюрреалистических сеансов 'автоматического письма'. В 1922-1923 интенсивно экспериментировал в области поэтического языка. В 1924 опубликовал поэму в прозе "Траур для Траура" (Deuil pour Deuil). Издавал в журнале "Сюрреалистическая революция" (La Révolution Surréaliste) стихотворения, памфлеты, рассказы, рисунки, пронизанные духом сюрреалистического мятежа. Пробивался скромными заработками - счетовод в отделе медицинских публикаций издательского дома Байер, секретарь редакции, рекламный агент "Промышленного ежегодника", кассир в газете Пари-суар. В 1926-1929 занимался журналистикой; сотрудничал в газетах Пари-Суар, Ле Суар, Пари-Матиналь и Мерль. В 1927 выпустил сочинение "Свобода или любовь" (La Liberté ou l'amour), которое судом департамента Сена было подвергнуто запрету за 'аморальность'. В 1928 участвовал в Конгрессе латинской (романской) прессы в Гаване (Куба); увлекся румбой и способствовал ее распространению во Франции. Отрицательно отнесся к вступлению в коммунистическую партию его друзей-сюрреалистов А.Бретона, Л.Арагона, П.Элюара и Б.Пере, так как считал сюрреализм несовместимым с политикой.
В 1930 решительно порвал с сюрреализмом, актом прощания с которым стал написанный им "Третий манифест сюрреализма" (Troisième Manifeste du Surrèalisme) с жесткой критикой А.Бретона. В том же году издал поэтический сборник "Совместное проживание и имущество" (Corps et Biens), куда вошли стихотворения, созданные между 1919 и 1929, а затем свою лучшую лирическую поэму "Ночь ночей без любви" (The Night of Loveless Nights). Оставил журналистику; лишь изредка писал хроники и репортажи для ведущего литературного журнала "Нувель Ревю Франсез" (Nouvelle Revue Française).
В 1932-1939 работал на радио; вел передачи на самые разнообразные темы; транслировал для широкой аудитории стихи, новеллы, пьесы. Считал популяризацию художественных произведений одной из своих главных. В 1933 в музыкальном оформлении прозвучала его "Жалобная песнь о Фантомасе" (поэма из двадцати пяти куплетов) - своеобразный итог поклонения, которое Р.Деснос испытывал, начиная с детства, к этому литературному персонажу М.Аллена (благодаря его стараниям Фантомас стал героем ? 1 сюрреализма).
В первой половине 1930-х почти не издавал поэтических произведений, за исключением пророческой поэмы "Обезглавленные" (Les Sans cou), увидевшей свет в 1934. В то же время написал огромное количество сценариев, не востребованных кинорежиссерами; только в 1944 Р. Трюаль снимет фильм по его сценарию "Добрый день, дамы, добрый день, господа".
С середины 1930-х под влиянием нараставшей угрозы фашизма во Франции и Гражданской войны в Испании активно вовлекся в общественно-политическую борьбу; стал членом Ассоциации революционных писателей и художников и Комитета бдительности. Вернулся к литературной деятельности, вступив в новый, 'братский' период своего творчества, полный верой в людей. Его поэзия все более фольклоризировалась, настраивалась на ритм старинных народных песен (сборник "Открытые двери" - Portes battantes, 1936).
С началом Второй мировой войны в сентябре 1939 мобилизован и послан на юг Франции. В дни поражения (май-июнь 1940) вернулся в оккупированный немцами Париж. Открыто выступал против коллаборационистов и тех, кто смирился с национальным унижением. С 1942 - в движении Сопротивления; вошел в группу, объединившуюся вокруг газеты Комба. Вместе с П.Элюаром, Л.Арагоном и др. сотрудничал в подпольном 'Полночном издательстве', основанном П. де Лескюром и Веркором. В 1942-1944 опубликовал стихотворные сборники "Достояния" (Fortunes), "Бодрствование" (Etat de veille), "Страна" (Contrée), "Купание с Андромедой" (Le Bain avec Andromède), "Тридцать песен-басен для послушных детей" (Trente Chantefables pour les enfants sages). Его поэма "Ночной сторож" (Le Veilleur du Pont-au-Change), стала, наряду со "Свободой" П.Элюара, гимном Сопротивления.
23 февраля 1944 по доносу был схвачен гестапо и брошен в тюрьму Френ. 20 марта переведен в Компьень в лагерь для политических заключенных; написал поэму "Земля Компьеня" (Sol de Compiègne). 27 апреля депортирован в Германию; прошел через концлагеря Аушвиц, Бухенвальд, Флоссенбург и Флеха; вел себя необычайно мужественно, оказывал помощь другим заключенным, пытался защитить их от издевательств надсмотрщиков. 14 апреля 1945 в связи с эвакуацией лагеря Флеха отправлен с партией заключенных на юго-восток в крепость Терезиенштадт (Чехословакия). 3 мая при приближении советских войск и чешских партизанских отрядов эсэсовская охрана бежала. 4 июня Р.Деснос, истощенный и больной тифом, был обнаружен в одном из бараков чешским студентом Й.Стуной, поклонником сюрреалистической поэзии, который оставался при нем последние дни его жизни. Умер поэт в Терезине 8 июня 1945. Й.Стуна переправил во Францию его "Последнюю поэму" (Le dernier Poème), которую он посвятил своей жене.
Р.Деснос принадлежит к плеяде поэтов-реформаторов первой половины 20 в., прошедших через сюрреалистический мятеж и сумевших сохранить связи с лучшими художественными традициями прошлого. Его любовь к классическим формам стиха (за что его упрекали сюрреалисты) не противоречила новому содержанию, которое он открывал в своих поэтических 'озарениях'. Поэмы Р.Десноса, который, по словам А.Бретона, 'ближе всех подошел к сюрреализму', всегда оставались доступными, даже в эпоху 'автоматического письма'. Он прекрасно реализовал сюрреалистический лозунг 'вернуть речь к ее истокам'. Игра слов, поиск их этимологии, необычный контекст не герметизировали десносовский стих, а, наоборот, делали его открытым и прозрачным.
Р.Деснос вписывается в традицию европейского романтизма - для него характерны бунтарство, культ любви, интерес к средневековым преданиям и мифу, увлечение таинственным и фантастическим, необычность персонажей. С другой стороны, он - певец повседневности. Его поэтический мир - это мир обычных людей с понятными и близкими ему заботами и радостями. Поклонник А.Рембо, Лотреамона и Г.Аполлинера, он широко черпал из сокровищницы народного творчества. Родившись между Бастилией и кварталом Сен-Мартен, где каждый камень говорит об истории, рядом со знаменитым парижским Рынком ('Чрево Парижа') и Гревской площадью, хранящей память о казненных, он впитал в себя атмосферу парижских улиц и пропитал ею свою поэзию.
Комментарии пользователей
|
|
|