ГАБРИАДЗЕ Реваз Леванович(Грузинский прозаик, драматург, сценарист, режиссер, художник, мастер книжной графики, кукольник)
Комментарии для ГАБРИАДЗЕ Реваз Леванович
Биография ГАБРИАДЗЕ Реваз Леванович
ГАБРИАДЗЕ, РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (р. 1936), грузинский прозаик, драматург, сценарист, режиссер, художник, мастер книжной графики, кукольник, заслуженный деятель искусств Грузии (1979), лауреат Государственной премии СССР (1989. Обладатель 'Гран-при' Московского международного фестиваля и премии 'Ника', царскосельской премии (1996, С-Петербург), независимой национальной премии 'Триумф' (1997). Номинант премии 'Золотая маска' (1997), петербургской театральной премии 'Золотой софит' (1997), а также многих зарубежных фестивалей. Родился 29 июня 1936 в Кутаиси. Учился в Кутаисском педагогическом институте (исторический факультет) и Тбилисском университете (факультеты филологический и журналистики). В 1968 окончил Высшие всесоюзные курсы сценаристов и режиссеров.
Автор сценариев художественных фильмов: "Необыкновенная выставка" (1968), "Не горюй!" (1969), "Чудаки" (1974), "Родник у дороги" (в составе киноальманаха "В тени родных деревьев", 1975), "Мимино" (совместно с В.Токаревой и Г.Данелия, 1977), "Термометр" (телефильм 1976), "Бабочка" (телефильм, 1977), "Сюита" (в составе киноальманаха "В один прекрасный день", 1977), "Дюма на Кавказе" (1979), "Кин-дза-дза" (1986), "Паспорт" (1990). Режиссеры большинства фильмов - Г.Данелия и Э.Шенгелая. Автор художественных короткометражных фильмов: "Пари", "Субботний вечер", "Термометр", "Три рубля", "Лимонный торт", "Покорители гор", "Три жениха" и "Удача" (режиссеры: Р.Габриадзе, Р.Шарабидзе, А.Дарсавелидзе, Н.Неонова, Г.Цулая, Р.Чархалашвили и Б.Цуладзе, 1974).
В 1981 организовал Тбилисский театр марионеток. Постановки (Габриадзе - автор пьес, режиссер, художник, скульптор): "Альфред и Виолетта" (по мотивам оперы Дж. Верди "Травиата", 1981), "Бриллиант маршала де Фантье, или Поэма о старом Тбилиси" (1982), "Дочь императора Трапезунда" (1983), "Осень нашей весны" (1985), "Песня о Волге или Сталинградская битва" (1996). С Театром марионеток участвовал в Эдинбургском, Авиньонском, Нью-Йоркском международных фестивалях. Поставил также драматические спектакли "Какая грусть - конец аллеи" (Лозанна, Швейцария), "Кутаиси" (Бретонь, Франция и театр 'Клебер Мело', Швейцария).
С 1994 по 1995 - художественный руководитель Московского Государственного театра кукол им. С.В.Образцова.
Искусство Габриадзе органично связано с национальными художественными традициями. В своих интервью и в книге воспоминаний он не раз говорил, что корни его творчества уходят в послевоенное кутаисское детство. Его герои философичны, трогательны и парадоксальны. Его сценарии и тексты пьес ироничны, как художник он многое почерпнул у грузинского художественного примитива, школы Н.Пиросмани.
Его театр марионеток - уникальное явление в культуре. Это совмещение разных искусств, скульптуры, живописи, кинематографа, поэтому в его спектаклях 'высокая плотность театрального времени'. Основное в индивидуальности Габриадзе - умение соединять несоединимое, получая в результате уникальный сплав игры смыслов, переходов настроения, метафоричное действо. Герои его марионеток часто птицы, животные, муравьи, которые живут, мыслят, страдают как люди, и этот художественный прием поднимает спектакль на более высокую степень обобщения и выразительности, нежели обычный актерский театр. Его театр марионеток - не для детей, а для взрослых (он не смог прижиться в московском театре кукол им. С.Образцова, куда его назначили вначале художественным руководителем, а затем он был вынужден уйти). Его театр для тех, кто способен понять, что "Альфред и Виолетта" - своеобразная пародия на сюжет Верди, перенесенная на грузинскую почву, что "Дочь императора Трапезунда" напоена мотивами грузинской лирики, в особенности любимого Габриадзе поэта Галактиона Табидзе, что герой "Осени нашей весны", невыразимо трогательный Птичка Боря - воспоминание автора о себе самом, о своем послевоенном детстве и о первой любви, что о страшной последней войне можно сказать голосом Лии Ахеджаковой: 'Сколько людей не стало, сколько пушек не стало. А нас, муравьев, кто-нибудь сосчитал?' Каждый спектакль крохотного театра становился событием театральной жизни. Это всегда забавное, грустное, ироничное, трогательное, изысканное по тонкости приемов представление.
Безусловная вершина творчества Габриадзе в этом жанре - спектакль "Песня о Волге или Сталинградская битва" (1996). К тому времени театр распался, и спектакль делался с русскими актерами, премьера состоялась в Петербургском театре сатиры на Васильевском острове. Как всегда, это смесь пронзительных бытовых деталей, философских диалогов, фантазий, видений, где на равных зрителю являются муравей и Сталин, немецкий генерал и цирковая лошадь - работник сцены по транспорту Алеша, влюбленный в звезду арены, цирковую лошадь Наташу. Это соединение реквиема и детской игры: действие происходит на большом столе, засыпанном песком, который, благодаря светорежиссуре превращается в выжженную степь, в реку, в могильный холм, который насыпает рука кукловода над каждым очередным погибшим персонажем. В спектакле появились ставшие знаменитыми метафоры: нашествия (лист железа с наперстками - немецкими касками, который бесконечно разворачивается под музыку Седьмой симфонии Шостаковича, а затем сворачивается в каток, давящий все на своем пути), поезд - ведро с дырками - окнами, светящимися изнутри, крутящееся на круге - так возникает иллюзия движения. В камерном кукольном спектакле, рассчитанном максимум на 100 зрителей, Габриадзе поднимается до метафорических высот эпопеи. 'Я в жизни никогда не притрагивался к таким серьезным темам, да еще к Реквиему', - признается он.
В 2002 возрожденный Тбилисский театр марионеток еще раз представил грузинское театральное искусство в Нью-Йорке на ежегодном фестивале Линкольн-центра, где с большим успехом показал два спектакля: "Сталинградская битва: реквием" и "Осень моей весны". Спектакль Осень моей весны в Нью-Йорке был назван 'деликатным синтезом живописи, поэзии, музыки и драмы'. Ему выпала честь закрыть этот престижный международный фестиваль.
В начале 1990-х Театр марионеток распался, и Габриадзе много работал в Европе (ставил спектакли, создал рисунки пушкинского цикла в стиле иронического примитива, сделал выставку миниатюрной фарфоровой скульптуры), жил в Петербурге. Об этом петербуржцам напоминает миниатюрная скульптура Чижика-Пыжика, примостившаяся под мостом на Фонтанке. Художник любит наблюдать характеры животных и птиц, очеловечивает их, делает их героями спектаклей, своей живописи и скульптуры. Одна из его картин названа "В окне на маленькой веточке у воробья болел живот". В 1993 к первому Чеховскому фестивалю устроил в Театральном музее им. А.А.Бахрушина выставку своих кукол и живописных работ. Экспонировались кумир театральной публики Птичка Боря, кукла его друга А.Битова, одетая в лезгинку, упомянутая картина с воробьем, графический цикл "Трудолюбивый Пушкин" и живописный цикл, посвященный Г.Табидзе, предметы БАГАЖА (содружества Битов, Габриадзе, Жванецкий) страницы из рукописной книги с такими афоризмами: 'Если долго смотреть на табуретку, становится страшно'. Или : 'Я бросил печаль в реку, она не утонула'. Это была выставка не только художника, но писателя и даже поэта, человека, который находит поэзию во всем.
Комментарии пользователей
|
|
|