ГВОЗДИЦКИЙ,
ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ (р. 1952), русский актер театра и кино. Родился 30 сентября 1952 в г. Кропоткин Краснодарского края в семье машиниста паровоза и
учительницы математики. По окончании школы в 1967 поступил в Ярославское театральное училище (ныне Ярославский театральный институт) на курс Ф.Е.Шишигина. Педагогами по актерскому мастерству были Л.Я.Макарова и В.И.Цветков, по сценической речи Е.М.Лебедева.
В августе 1971 был принят в труппу Рижского театра юного зрителя,
работал с режиссерами А.Я.Шапиро и Н.М.Шейко. Сценический дебют состоялся в роли Суфлера в спектакле "Зеленая птичка" К.Гоцци. За два года
работы в театре сыграл 10 ролей, среди них Миркин ("Молодость театра" А.К.Гладкова), Студент ("Валентин и Валентина" М.М.Рощина), Босе ("Малыш и Карлсон, который живет на крыше" А.Линдгрен, все 1971), Арам ("Дождь лил, как из ведра" А.Хмелика и М.Шатрова, 1972), Карлсон ("Новые похождения Карлсона" Линдгрен), Ванечка, Мойдодыр, Трубочист в "Чукоккале" (режиссер Шапиро), Смуров ("Брат Алеша" В.С.Розова по Ф.М.Достоевскому, все 1973).
В 1974 главный режиссер ленинградского Театра комедии В.С.Голиков пригласил Гвоздицкого в труппу театра. Дебют актера на ленинградской сцене состоялся в роли Персине ("Романтики" Э.Ростана). Индивидуальность актера привлекала режиссеров разных поколений и направлений.
Гвоздицкий играл в спектаклях П.Н.Фоменко "Родственники" Э.В.Брагинского и Э.А.Рязанова, "Муза" Г.М.Никитина, "В этом милом старом доме" А.Н.Арбузова, "Мизантроп" Мольера, "Лес" А.Н.Островского; в спектаклях Голикова "Одна ночь" Е.Л.Шварца, "
Ремонт" Рощина; в спектаклях Р.Г.Виктюка "Незнакомец" Л.Г.Зорина и "Льстец" К.Гольдони;
играл в постановках В.Раевского, Ю.Е.Аксенова и др.
Особое место в творчестве актера в этот период занимает роль Тени в
знаменитом спектакле Н.П.Акимова (1984, возобновлен Аксеновым). Виртуозное исполнение этой роли открывало смелый и очень современный смысл пьесы. Актер проводил роль на тонкой грани поэтического обобщения и
психологической конкретности. Перед зрителем представал зловещий денди, словно темный силуэт с акимовского плаката. Последняя роль в Театре комедии - Питу в драме "Крик лангусты" Дж.Маррелла (1985, режиссер А.Мексин) о последних неделях жизни Сары Бернар. Партнершей Гвоздицкого была Е.В.Юнгер.
В те же годы, в начале 1980-х годов, Гвоздицкого приглашал Г.А.Товстоногов. Актер сыграл Помета в Большом
драматическом театре в спектакле "Дундо Марое" М.Држича (1980, режиссер М.Белович), Имруша в "Телевизионных помехах" К.Сакони (1981, режиссер Е.Арье),
Доктора в постановке "Роза и крест" А.Блока (1982, режиссер В.Э.Рецептер), Ефимовича в "Кроткой" по Достоевскому (1982, режиссер Л.Додин). Г.Н.Яновская пригласила Гвоздицкого на роль Тома в пьесе "Стеклянный зверинец" Т.Уильямса (Малый
драматический театр). Событием стало исполнение артистом роли Пушкина в спектакле "Пушкин и Натали" в Мастерской молодого актера и режиссера при Ленинградском отделении ВТО в постановке К.М.Гинкаса (1983).
С 1985
Гвоздицкий работает в
Москве в Театре миниатюр,
играет в спектаклях М.З.Левитина "Соломенная шляпка" Э.Лабиша (1985), "Нищий, или Смерть Занда" Ю.К.Олеши, "Здравствуйте, господин де Мопассан!" по произведениям Г.Мопассана (оба 1986), "Скверный
анекдот" по Достоевскому (1987), "Вечер в сумасшедшем доме" по А.И.Введенскому (1991), "Дон Жуан" по Тирсо де Молине, Мольеру и Левитину (1992), "Женитьба" Н.В.Гоголя (1993), "Сонечка и
Казанова" по М.И.Цветаевой (1996), "Епифанские шлюзы" по А.П.Платонову (1996). Гинкас приглашает Гвоздицкого для участия в спектаклях "Записки из подполья" по Достоевскому (1988) и "
Играем 'Преступление'" Гинкаса по Достоевскому (1990, оба в МТЮЗ). В Московском
драматическом театре им. А.С.Пушкина
Гвоздицкий сыграл Эрика ("Эрик IV" А.Стриндберга, 1992), Подколесина ("Женитьба", 1993) и Хлестакова ("Ревизор" Гоголя, 1994) в спектаклях, поставленных Ю.И.Ереминым, а также в его постановке "Женитьба Бальзаминова" Островского на
Российском радио (1993).
С Гвоздицким на
российской сцене возрождается похороненная в 1930-х годах эксцентрическая традиция. Желая влить новую кровь в мхатовскую
психологическую школу, О.Н.Ефремов в 1995 приглашает Гвоздицкого в МХАТ им.А.П.Чехова. Его роли в Художественном театре: Арбенин ("Маскарад" М.Ю.Лермонтова, режиссер Шейко, 1995), Людовик XIV, ввод ("Кабала святош" М.А.Булгакова, режиссер Шапиро, 1996). Одна из лучших ролей Гвоздицкого - Тузенбах в "Трех сестрах" Чехова (режиссер Ефремов, 1997). В том же 1997 актер сыграл Подколесина ("Женитьба" Гоголя, режиссер Р.Е.Козак), Основу ("Сон в летнюю" ночь У.Шекспира, режиссер Шейко, 1998), Параклета ("Самое главное" Н.Н.Евреинова, режиссер Козак, 1999) и Сирано ("Сирано де Бержерак" Ростана;
работа над постановкой начата Ефремовым, завершена Н.Л.Скориком, 2000).
Актер сугубо театральный,
Гвоздицкий успешно сыграл несколько киноролей: Беня Крик ("Закат" по И.Бабелю, режиссер А.Зельдович, 1989), Шалимов ("Летние люди" по пьесе М.Горького "Дачники", режиссер С.Урсуляк, 1995), Марк ("
Москва", режиссер Зельдович).
Неосуществленной в 'Комеди Франсез' из-за смерти режиссера Антуана Витеза осталась постановка "Федры" Ж.Расина с А.С.Демидовой и Гвоздицким в роли Тезея.