МАЙРИНК Густав(Австрийский писатель-экспрессионист.)
Комментарии для МАЙРИНК Густав
Биография МАЙРИНК Густав
МАЙРИНК, ГУСТАВ (Gustav Meyer) (1868-1932) - известный австрийский писатель-экспрессионист.
Родился в Вене 19 января 1868 как внебрачный сын вюртембергского министра и известной актрисы. До 1881 жил с матерью в Мюнхене, где посещал школу и гимназию. Переезжает по месту нового ангажемента матери в Гамбург, затем через два года - в Прагу, где в 1883 заканчивает с отличием местную гимназию. В Праге после отъезда матери ведет образ жизни молодого денди, занимается спортом - греблей и шахматами, учится в коммерческой школе, а в 1889 с компаньоном основывает банкирский дом 'Майер и Моргенштерн'. С 1891 начинается серьезное увлечение эзотерикой и оккультизмом - он вступает в теософскую ложу 'У голубой звезды', изучает труды Блаватской, интересуется паранормальными явлениями, телепатией, алхимическими опытами, участвует в медиумических сеансах, переписывается с английскими масонами. Водит знакомство с авангардистски настроенными поэтами, актерами и художниками, в 1895 основавшими объединение 'Юная Прага', куда входили Райнер Мария Рильке, Оскар Винер, Пауль Леппин, актер Александр Муасси, художники Гуго Штайнер и Эмиль Орлик.
В 1902 Густаву Майеру пришлось пройти через ряд судебных разбирательств из-за попыток дуэли с австрийским офицером. В это же время банк 'Майер и Моргенштерн' был подвергнут проверкам - подозрения касались использования оккультных методов с целью обмана клиентов. Проверки не выявили никаких нарушений, но репутация банкирского дома была подорвана.
Густав Майер прекращает заниматься банковским делом и решает посвятить себя литературе. К этому времени в мюнхенском журнале 'Симплициссимус' под фамилией Майринк уже были напечатаны его первые рассказы, а в Мюнхенском издательстве Альберта Лангена вышли первые книги "Горячий солдат и другие истории" и "Орхидеи". Странные истории. В 1903 Майринк переезжает в Вену, где занимается переводами и становится редактором журнала 'Милый Августин'. В журнале - всего вышло 25 номеров - печатались произведения Стриндберга, Метерлинка, Россетти, Эдгара По и др. Ему удается привлечь к работе единомышленников, сторонников модернистского направления в литературе и живописи.
Майринк продолжает участвовать в спиритических сеансах, метафизических опытах, пробует новые оккультные техники, занимается йогой, осваивает технику 'пробуждением магического жара' под руководством Чино Фармизано и т.д. Постепенно скептицизм начинает пронизывать его увлечение эзотерикой. Становится ясно, что ожидаемые на этом пути расширение сознания и выходы в иные миры если и возможны, то отнюдь не в такой мере, как предполагают восторженные неофиты. Тем не менее, окончательно с оккультизмом писатель никогда не порывал. Неслучайно его произведения по большей части содержат обращения к разного рода магическим и мистическим школам - каббале, христианской мистике, йоге и др. и попытки рефлексии по поводу возможности их как-то соотнести или увязать друг с другом.
В 1906 переезжает в Мюнхен, литературную столицу Германии того времени. Здесь выходят журналы модернистского направления 'Югенд', 'Симплициссимус', 'Мерц'. Деформация культурных ценностей, происходившая в первые десятилетия 20 в., находит выражение в одном из ответвлений модернизма - экспрессионизме. Центры экспрессионизма - Прага и Вена. Экспрессионисты предельно заостряют наиболее важные черты реальности вплоть до их гротескового, фантастического искажения. Отсюда тяготение к подчеркнутой эмоциональности, трагизму, мистике.
Майринк находится в центре художественных и концептуальных поисков своего времени - публикует в 'Мерце' литературные пародии и путевые зарисовки, занимается переводами, вместе с литератором Рода Рода пытается писать драматические произведения. Это наиболее продуктивный период его жизни, когда были написаны самые известные романы "Голем" (1913) и "Зеленый лик" (1915), выдержавшие огромные для Европы тиражи в 100 и 40 тысяч экземпляров. С 1911 живет с семьей недалеко от Мюнхена в городке Штарнберге на Штарнбергском озере, занимаясь литературной деятельностью и продолжая практиковаться в оккультизме и эзотерике.
В основе романа "Голем" (1913) лежат фантастические события, происходящие в еврейском квартале Праги. Главный герой - резчик камей - представляется себе то Големом, ожившим глиняным человеком, прислуживающим раввину, то кем-то еще - умирая в одном качестве, он возрождается в другом. Появление двойника приводит к цепи встреч, происшествий, путешествий во времени и пространстве - вышедший из-под контроля Голем гуляет по свету, сея вокруг грабежи и убийства. Этот образ стал пророческим для нашего времени, предвосхитив те беды и разрушения, которые были принесены человечеству его великими научными изобретениями, в частности управляемым атомом. В конце главный герой выходит из забытья - типичный прием завершения мистического путешествия - в данном случае окрашенного эзотерикой каббалы.
В "Големе" речь идет о мистических прозрениях. Одномерное бытие становится многозначным, прозрачным и призрачным, в его прорехи просвечивают иные миры, иные судьбы, загадочные символы и пророческие знаки. Основной трудностью оказывается попытка найти тот смысл, который поможет распутать нить собственного бытия. Кроме того, роман пронизан иронией и горечью - в непостоянном, вечно-меняющемся мире практически невозможно обрести твердую почву под ногами, найти жизненные ориентиры.
"Голем" неоднократно экранизировался в Германии и Чехословакии. Лучшей экранизацией считается немой фильм режиссера Пауля Венегера (1920), ставший шедевром экспрессионизма в киноискусстве. При этом из романа режиссером взята лишь легенда о Големе - существе, обладающим огромной силой.
В романе "Зеленый лик" (1916) события происходят после Первой мировой войны в Амстердаме, наводненном беженцами. В центре внимания романа - герои с 'просыпающимся' сознанием, которые находятся в напряженном поиске символов и откровений, указавших бы им путь в потерявшем устойчивость мире. Случайные встречи становятся роковыми, мимолетные видения оборачиваются пророческими прозрениями. Главный герой встречается с казалось бы случайными людьми и находит среди них свою возлюбленную. При этом каждый оказывается под влиянием того или иного мистического учения или духовной традиции. Происходящие события они склонны толковать с разных позиций - это и христианская мистика, и каббала, и йога, и вуду, что немало запутывает как героев, так и читателей. При этом мимолетные желания, напитанные неведомой силой, к примеру, магией вуду, могут стать причиной необъяснимой с точки зрения здравого смысла гибели, как это произошло с возлюбленной главного героя. Такова обстановка в мире, где нет ничего устойчивого, где люди пытаются найти новые опоры своего существования, понять, каково их предназначение. И над всеми событиями как символ власти и роковой игры мистических сил в жизни человека царит зеленый лик - лицо-маска древнего старца, возникающая в воспаленном сознании главного героя.
"Волшебный рог бюргера" (1913) - в этот сборник вошли ранние рассказы Майринка, напечатанные в журналах, и ранние сборники рассказов "Горячий солдат", "Орхидеи" и "Кабинет восковых фигур". Красная нить всех рассказов - высмеивание обывателя, склонного трактовать эзотерику и оккультный опыт как бессмысленные фокусы и трюки, цель которых в лучшем случае позабавить и удивить скучающего бюргера, в худшем - обмануть его. Обывательское сознание, в котором узкая ограниченность соседствует с инфантильным стремлением к неуемному развлекательству, часто становится мишенью насмешек Майринка. Склонность к трактовке всех событий, происходящих в окружающем мире в одной единственной плоскости, - плоскости наглядных осязаемых фактов и прописных истин - это то, что всегда вызывало у писателя взрывы злой иронии и негодования.
Далее был написан ряд произведений - рассказы "Летучие мыши" (1916), романы "Вальпургиева ночь" (1917) и "Белый доминиканец" (1921).
"Ангел Западного окна" (1927) - последний роман Майринка - представляет собой предполагаемую расшифровку записей придворного астролога королевы Елизаветы Английской Джона Ди. Как всегда в романах Майринка, ведется напряженный поиск оснований пути личности - истин, которые бы одновременно давали устойчивость и открывали простор движению вперед. В центре поисков - андрогин, объединяющий мужское и женское начало. По сравнению с предыдущими произведениями, количество религиозных, мистических, магических школ, участвующих в этой 'алхимии духа', достигает максимума.
Умер Майринк 4 декабря 1932 в Штарнберге.
Творчество Густава Майринка отражало глобальную задачу европейской эстетики начала 20 в. - поиски границ между вымыслом и иллюзиями, между реальностью и ее истолкованием и оправданием. Всеобщая популярность романов писателя, особенно Голема, неслучайна. Их интонация - стоицизм при столкновении с абсурдом существования, напоминает позицию многих авторов, в том числе российских обэриутов. Майринк заложил основу нового романа-фантасмагории, получившего особое распространение в XX в. Именно в рамках этого жанра активно велись и ведутся поиски новой реальности, где могли бы сосуществовать всеобщее и частное, эмоции и мысль, отдельный человек и опыт рода.
Комментарии пользователей
|
|
|