"Бархатный" рецидив в Киргизии
В Киргизии вновь "бархатный" революционный сезон. Оппозиция нынешнему президенту Киргизии Курманбеку Бакиеву пытается решить наболевшие проблемы по образцу "бархатной" революции марта 2005 года, то есть с помощью митингов.
Очевидно, что свой нынешний бессрочный митинг оппозиция решила провести по сценарию 2005 года. Отправной точкой вновь избрана центральная площадь Ала-Тоо, куда собрались колонны оппозиционных партий. Митингующие держат плакаты с требованиями отставки президента Киргизии и красные флаги.
Красный является официальным цветом митинга. В марте 2005-го революционным цветом был желтый. По словам одного из идеологов тогдашней "тюльпановой революции" Розы Отунбаевой, он символизировал желтый свет светофора на переходе. На переходе, естественно, к реформам. "Тюльпановая" революция состоялась, а вот зеленый свет реформам, считает оппозиция, так и не загорелся. Поэтому надо зажечь власти красный свет - то есть поменять ее. И лидеры нынешнего оппозиционного движения "За реформы", объединяющего ведущие политические партии страны, ряд неправительственных организаций и оппозиционных депутатов, настаивают на отставке президента Бакиева.
Прочие требования фактически стали уже чуть ли не стандартными. Ввести в стране парламентскую форму правления, сформировать правительство народного доверия с участием оппозиции, передать государственный телеканал в общественное управление, освободить от занимаемых должностей генерального прокурора республики и начальника ГУВД Бишкека в связи с грубыми нарушениями законодательства, а также положить конец "семейному бизнесу" (имеется в виду - президентскому) и начать проводить активную борьбу с коррупцией. То же самое требовали и от прежнего президента Аскара Акаева.
Необходимость реформы Конституции республики безусловно назрела. Именно под лозунгом реформы Основного закона Киргизии, предусматривавшей существенное ограничение президентской власти в стране, Бакиев и пришел к власти в 2005 году. Однако обещанный им оппозиции диалог по реформе властных структур так и не начался.
Шансов избежать прямого разговора с оппозиционерами ввиду серьезности выдвинутых обвинений у Бакиева сегодня практически не осталось. Сумеет ли президент разрядить очень непростую для себя ситуацию?
Все должно определиться в ближайшие два - три дня. Тревожит то, что и власть, и оппозиция уже показали свою готовность к "серьезным действиям", отмечают в киргизской столице. Теперь многое зависит от того, какую позицию займут премьер Киргизии Феликс Кулов и спикер парламента Марат Султанов.
Революции всегда разрушительны. Поэтому идеальным ходом событий можно было бы считать переход от конфронтации к цивилизованному диалогу. Предмет его - приемлемая для всех модель реформирования государства. Сверхзадача - консолидировать политические силы, разрядить накопившуюся у них взаимную неприязнь.
Основные обвинения в адрес Бакиева, связанные с проводимой им кадровой политикой и "семейным бизнесом", не лишены оснований. Но к чему приведет революционный сценарий смены власти, пусть даже "бархатный"? Киргизия - страна сравнительно маленькая, где о каждом политическом лидере известно все или практически все. Мелькающие в эти дни на экранах телевизоров лидеры оппозиции, подчеркивают в Бишкеке, тоже не без греха, будучи ставленниками или, по меньшей мере, представителями интересов региональных элит. Нет никаких гарантий, что в результате очередной "бархатной" смены власти в одночасье исчезнут все нынешние ее пороки. Нет также гарантий того, что победившая сегодня сторона завтра не станет объектом очередного "бархатного" передела. Очевидно, культуру власти, исключающую землячество, клановость и прочую атрибутику коррупции, лучше все-таки прививать путем конституционным и постепенным.
Если же на этот раз власть и сумеет потушить вспыхнувшие страсти, по-прежнему отказываясь от диалога с оппозицией по конституционным реформам, в марте следующего года она неизбежно столкнется куда с более серьезными проблемами, считают в Бишкеке.
|