Половина россиян не верят страховщикам и готовы их обманывать
Вчера Всероссийский союз страховщиков (ВСС) и ВЦИОМ представили исследование, посвященное тому, насколько российские граждане готовы обманывать страховщиков.
Результаты исследования можно назвать шокирующими: почти половина россиян считают, что обман страховой компании мошенничеством не является, сообщает РБК daily.
По данным исследования, обман страховой компании не считают преступлением 44% россиян; тех же, кто считает это мошенничеством, меньше - 41% опрошенных (15% респондентов затруднились с ответом). Из тех, кто готов обмануть страховщиков, 34,1% считают, что они этого заслуживают, потому что сами обманывают клиентов; 27,3% мотивируют свою готовность к обману тем, что институт ОСАГО был введен без согласия народа; 18,2% полагают, что много платят за страховку, а 18% апеллируют к тому, что Уголовный кодекс не предусматривает наказания за страховое мошенничество. При этом наибольшая доля россиян, не считающих обман страховой компании преступлением, - молодежь в возрасте от 18 до 24 лет с уровнем дохода выше среднего.
По мнению генерального директора страховой группы "Межрегионгарант" Евгения Потапова, объем выплат по случаям мошенничества - 10-20% от общего объема выплаченных страховщиками возмещений. По мнению генерального директора СЗАО "Стандарт-Резерв" Виктора Юна, объем потерь страховщиков по мошенническим случаям составляет не более 10%. То есть от 10,7 млрд до 21,5 млрд руб. за период с января по сентябрь 2006 года.
"Мошенничество есть практически во всех видах страхования, - говорит исполнительный вице-президент СК "НАСТА" Сергей Ефремов, - но оно различается по объемам". Например, по его мнению, в ОСАГО мошенники получают до 30% выплат, в каско - до 20%, в страховании выезжающих за рубеж - от 5 до 7%, при страховании имущества физических лиц - до 10%. По мнению г-на Потапова, наиболее часто мошенничество наблюдается в автостраховании, страховании грузов и личном страховании. При этом, по словам Евгения Потапова, "мошенничеством занимаются не только клиенты, но и сами страховщики: урезая размер страховых возмещений, они провоцируют клиентов на мошенничество".
"На мой взгляд, настоящих мошенников, которые действуют с умыслом, гораздо меньше 10%, - считает генеральный директор СК "Цюрих-Русь" Дмитрий Игнатьев. - Но в то же время сейчас больше людей, которые совершают латентные мошенничества, то есть просто завышают объем возмещения". Для борьбы с этим явлением ВСС подготовил поправки в закон о страховом деле, которые должны разрешить страховщикам создавать единые базы данных по страховым случаям и выплатам по ним.
Г-н Юн отмечает, что провести необходимые поправки в законодательство страховому сообществу не удается уже долгое время: "У нас в обществе не 44%, а все 90% россиян отрицательно относятся к страховщикам". "Нужно повышать уровень правосознания граждан, а для этого необходимо объединить усилия страхового рынка", - говорит г-н Игнатьев.
"Такие поправки, несомненно, помогут бороться с мошенничеством, - считает Виктор Юн. - Но для наиболее эффективной борьбы надо разрешить службам безопасности страховых компаний осуществлять оперативно-розыскные мероприятия". В ближайшее время ВСС должен подписать с МВД соглашение, которое формально разрешит работникам милиции сотрудничать со страховщиками. До сих пор официального разрешения на сотрудничество со страховщиками у органов внутренних дел не было.
"Необходимо вносить поправки в уголовное законодательство, ведь там до сих пор нет понятия страхового мошенничества, - считает г-н Ефремов. - Только нужно будет тщательно определить, кто настоящий мошенник, а кто просто пытался заработать, завысив размер возмещения".
|