Ученые США выяснили, что домашние задания снижают успеваемость
Исследователи Университета штата Пенсильвания установили связь между успеваемостью школьников и объемом уроков, заданных на дом. По их данным, 8% учеников начальных классов в США тратят более четырех часов на подготовку домашних заданий в день.
При этом в странах, являющихся для американцев эталонами успеваемости, - Японии и Тайване - эти показатели составляют 1% и 5% соответственно. Исходя из цифр, ученые сделали вывод, что большие домашние задания ведут к снижению успеваемости, пишет газета "Новые известия".
Это подтверждают и данные ученых из Университета штата Миссури. Их исследования показали, что ученики американских школ, тратящие на выполнение уроков от получаса до полутора часов, имеют более высокий уровень успеваемости, чем те, кто тратит на домашние задания более четырех часов.
Однако, по мнению российских экспертов, дело не в объеме домашних заданий, а в системе их распределения, а также в их качестве.
Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков заявил газете, что расписание в российских школах составляется без учета равномерности нагрузки. В результате к одному дню школьникам приходится готовить задания по нескольким сложным предметам, а в другой день у них "в расписании стоят, например, физкультура, ОБЖ и музыка". Такая "рваная" система нагрузок, по мнению эксперта, снижает успеваемость.
Комков привел в пример китайскую модель образования. Там вообще нет домашних заданий, но учебный год длится 10,5 месяцев, дети учатся по 6 дней в неделю и сам учебный день длится гораздо дольше. Однако он признал, что такую систему в России вряд ли станут внедрять.
Кроме того, важно качество самих заданий. Директор НПО "Школа самоопределения" Александр Тубельский рассказал газете, что сейчас стало модным задавать на дом различные тесты и тренинги. Такие однообразные упражнения больше всего утомляют детей. "Гораздо эффективнее было бы давать ребятам на дом творческую работу, которая была бы интересна им самим. Например, сочинить рассказ на вольную тему или самим придумать математическую задачку. Еще лучше использовать индивидуальный подход: если задавать на дом наиболее интересные для каждого конкретного ребенка упражнения, то результат учебы станет заметно выше", - считает Тубельский. Однако он признал, что это возможно "только в маленьких классах и частных школах".
|