В Москве может рухнуть каждый второй башенный кран
Практически каждый второй кран в Москве работает с различными нарушениями и в любой момент может рухнуть.
Об этом, как пишут "Новые известия", заявили инспекторы Мостехнадзора по результатам проверки кранов на столичных стройплощадках. Состоянием этих сооружений заинтересовались после того, как в Санкт-Петербурге башенный кран при падении "разрубил" жилой дом, тогда погибли 3 человека, в том числе младенец.
Трагедия побудила инспекторов проверить у арендаторов и владельцев кранов наличие необходимой технической документации, специальной сертификации технадзора и лицензии, рассказал специалист Ростехнадзора Евгений Аношин. У крановщиков проверяли аттестаты, подтверждающие техническое образование и знания для работы на кране.
Из более чем 400 московских кранов, установленных на рельсовых путях, было проверено 330. Как оказалось, более половины механизмов представляли опасность - инспекторы нашли свыше 600 нарушений правил эксплуатации и оформления техники. Если учесть, что в Москве многие стройки находятся около заселенных жилых домов, нельзя исключить повторения петербургской трагедии. Пока Мостехнадзор лишь выписал недобросовестным хозяевам кранов предписания устранить недостатки и нарушения.
Ситуация вокруг безопасности кранов может оказаться еще печальнее. Инспекторы признают, что проверка носила поверхностный характер. Дело в том, что кран получает лицензию и разрешения, когда он еще разобран. Как признался один из сотрудников Мостехнадзора, о том, как кран собирают и эксплуатируют, никто не знает.
Более того, как выяснили "Новые известия", точное число подобной спецтехники в Москве и Подмосковье назвать почти никто не может. По оценке инженера столичной компании, торгующей башенными кранами, их в регионе несколько тысяч. Многие были выпущены еще в советские времена, но до сих пор продолжают работать. Каждый кран имеет строгий ресурс, в среднем составляющий десять лет. После этого он должны пройти экспертизу промышленной безопасности, когда проверяется его грузоподъемность, изучаются части и механизмы, а также состояние металла.
"Некоторые краны уже не смогут пройти экспертизу, но никто не будет выкидывать их по окончании ресурса", - рассказал инженер. Ростехнадзор, в свою очередь, признает, что жизнь списанных кранов продлевается сомнительными способами. Некоторые эксперты рекомендовали продлить срок службы крана без проведения капремонта. Диагностика проводилась без обследования разобранных узлов, не проверялись узлы конструкции кранов в труднодоступных местах.
С другой стороны, эксперты подчеркивают, что большинство аварий и трагедий с кранами происходит из-за человеческого фактора. Перед каждой сменой крановщик должен провести целую серию проверок и тестов крана, которые должны контролировать и его начальники. Однако, по словам инженеров, начальство смотрит на это сквозь пальцы. Недостаток опыта приводит к тому, что крановщики неверно рассчитывают вес груза и скорость передвижения, ломают кран и часто гибнут сами. На некоторых стройках крановщиками работают "гастарбайтеры", далекие от этой специальности.
|