Сотовые операторы расскажут банкирам о должниках
Сотовые операторы МТС, "Вымпелком" и "Мегафон" готовят удар по клиентам-неплательщикам.
С апреля доступ к информации о дефолтных историях, хранящейся в базе D-Telecom, смогут получить банки, сообщают "Ведомости" со ссылкой на Владимира Малеева, директора "Национального кредитного бюро" - эта организация ведет "черный список".
Данные из некоммерческого партнерства НКБ будут переданы в ЗАО "Бюро кредитных историй "Национальное кредитное бюро", после чего станут доступны банкам (стоимость этой информации НКБ не раскрывает). D-Telecom заработала осенью 2005 года и пока использовалась только операторами "большой тройки" для обмена информацией о недобросовестных клиентах. Недавно, по словам Малеева, к D-Telecom подключились "Транстелеком" и Golden Telecom.
Попасть в D-Telecom могут абоненты-неплательщики, подключившиеся после июня 2005 года. С этого момента в контрактах сотовых компаний появилось предупреждение о возможности включения абонента в список неблагонадежных клиентов при неоплате услуг. В D-Telecom главным образом попадают клиенты-должники, оплачивающие услуги связи кредитным способом. Доля кредитных абонентов в общей абонентской базе "большой тройки" невелика - потенциально в "черный список" могут попасть лишь около 2 млн абонентов.
По словам Малеева, с помощью D-Telecom банки смогут получить доступ к 500 тысячам записей об абонентах-неплательщиках. Всего в России, по данным ЦБ, сейчас насчитывается 18 млн кредитных историй. Из них, по данным кредитных бюро, около 10% содержат информацию о просрочках платежей.
Злостными должниками считаются не оплатившие счет в течение 60 дней. Правда, если человек, попавший в черный список, захочет стать абонентом другого оператора, то по закону "О связи" отказать ему в подключении нельзя. Но контроль над счетом такого клиента будет усилен.
Сейчас информацией о сотовых неплательщиках пользуется банк "Хоум Кредит". Другие банки заинтересовала информация D-Telecom. Сведения о платежной дисциплине заемщика помогли бы оценить вероятность возникновения проблем у заемщика при погашении кредита, считает вице-президент и замдиректора департамента анализа рисков "ВТБ 24" Ирина Кремлева. А начальник управления розничных продуктов и услуг Международного московского банка Алексей Аксенов уверен, что человек, который постоянно задерживает оплату мобильного счета, скорее всего, так же будет относиться и к погашению банковского кредита.
Сейчас при запросе информации о человеке в девяти из 10 случаев кредитные бюро говорят, что у них сведений о таком плательщике нет, говорит зампред правления банка "Авангард" Валерий Торхов. По его мнению, информация D-Telecom могла бы улучшить эту ситуацию. Но, предупреждает Торхов, здесь могут быть и накладки: многие сотовые дилеры при подключении новых абонентов довольствуются копией паспорта, и нельзя полностью гарантировать, что именно тот человек, чьи данные попали в D-Telecom, является реальным должником.
|