Ученые впервые промерят весь лед в Арктике
Уникальную частную научную экспедицию в рамках международного полярного года 2007/2008 готовит французский врач и полярный исследователь Жан-Луи Этьен при содействии германского Института полярных и морских исследований.
Грандиозный проект Total PoleAirship призван измерить толщину льда почти по всей Арктике. Экспедиция готовится и будет проведена на средства французской нефтегазовой компании Total.
Как сказано в пресс-релизе института, в апреле 2008 года специально построенный и оборудованный дирижабль с командой из нескольких человек пролетит от архипелага Шпицберген до канадского побережья через Северный полюс, а затем к Аляске, изучая с воздуха главные морские ледяные районы. Причём после достижения полюса исследователи выполнят несколько радиальных полётов до широты 85 градусов, а только потом продолжат рейс. Прибытие дирижабля на Аляску намечено на начало мая 2008-го - после 10 тыс. км измерений.
Непрерывный профиль толщины льда от канадского побережья и до сибирской Арктики станет беспрецедентным для науки продуктом этой экспедиции. Толщину льда будет дистанционно измерять электромагнитный датчик EM-Bird, созданный в институте Вегенера. Собранный им набор данных позволит сравнить толщины льда с параметрами, полученными ранее, и послужит также реперной точкой для всех будущих аналогичных кампаний.
В апреле 2007-го пройдёт предварительный этап проекта. Его участники отправятся к Северному полюсу без дирижабля, чтобы собрать первоначальный набор данных (при помощи вертолёта), а также проверить точность работы прибора, просвечивающего лёд. Аквалангисты и дистанционно управляемый подводный аппарат измерят фактическую толщину льда в ряде точек, чтобы сравнить её с данными электромагнитной съёмки. Команда исследователей будет жить в палатках на льду, а снабжаться будет с самолётов.
Интересно, что 54-метровый гелиевый дирижабль (модель Au-30), на борту которого и отправится в Арктику экспедиция в 2008-м, строит сейчас, специально по заказу Этьена, московская компания "РосАэроСистемы", уточняет журнал "Мембрана".
|