Настоящим реформатором был не Ельцин, а Горбачев
Благодаря Горбачеву Советский Союз стал первой страной Варшавского договора, в которой прошли состязательные выборы.
В марте 1989 года советские избиратели по всей стране заставили уйти из политики партийных боссов и, таким образом, преобразили политическую жизнь страны. До июньских выборов 1989 года в Польше в странах Восточной Европы ничего подобного не происходило - и, опять же, это стало возможным только потому, что Горбачев дал понять: эпоха жесткой советской опеки окончена.
Благодаря Горбачеву советская пресса получила абсолютно фантастическую степень свободы и начала подвергать испепеляющей критике всех сверху донизу - начиная с самого Горбачева. Горбачеву потребовалось все его мужество, когда он начал в одностороннем порядке сворачивать советские военные программы в странах развивающегося мира и Восточной Европы и открыл перспективы для серьезного переговорного процесса с США. В результате этого он стал любимчиком Запада.
Организаторы августовского путча 1991 года считали его предателем. Однако реформы Горбачева ослабили их способность действовать. Именно новая политика Горбачева дала возможность Ельцину влезть на свой танк и четыре месяца спустя объявить - не обращаясь при этом к народу - о том, что СССР перестал существовать. Возможно, он в любом случае был уже обречен. Но без Горбачева его кончина могла бы стать намного более кровавым и затянувшимся процессом. Ни Горбачев, ни Ельцин не завершили трансформацию СССР: это остается исторической задачей, требующей длительного времени, задачей, справиться с которой в одиночку не под силу никому.
|