Дешевый бензин в России станет дефицитным
В Совете Федерации разработан законопроект, по которому производителей бензина ниже стандарта "Евро-3" обложат дополнительными налогами. Переход с "Евро-2" к "Евро-3" стоит не меньше полумиллиарда.
Это означает, что дешевый бензин может оказаться в дефиците. Совет Федерации готовит законопроект, который обяжет нефтеперерабатывающие заводы перейти на производство бензина не ниже стандарта "Евро-3".
Предполагается установить 2-3-летний переходный период, по окончании которого НПЗ, не перешедшие на выпуск такого топлива, будут облагаться дополнительным 10-процентным налогом.
В крупных нефтяных компаниях "Новым Известиям" сообщили, что значительная часть НПЗ уже либо перешли на стандарт "Евро-3", либо находятся в процессе перехода. Процесс этот дорогой и долгий, поскольку речь каждый раз идет о строительстве новой установки, стоящей около 0,5 миллиарда долларов. Ясное дело, что далеко не все заводы могут потянуть эти расходы. Однако, полагают нефтяники, это не трагедия - в России нужен не только такой бензин.
Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко видит в предложении сенаторов лоббизм интересов именно крупных компаний, которые в краткие сроки могут перейти на новый стандарт, тогда как большинство НПЗ этого сделать не смогут.
"Быстрый переход никому и не нужен, потому что даже в Москве иномарки составляют 45% от общего числа автомобилей, а отечественные машины используют, дай бог, "Евро-2", а то и ниже, - рассказал эксперт. - Огромное количество различной строительной и военной техники также работает на топливе низких стандартов, так что пытаться шашкой разрубить узел сложных проблем невозможно. Хотя идея налоговых поощрений неплоха, мы также предлагаем сделать акцизы на бензин "Евро-3" более дешевыми - сейчас они, наоборот, на 1 тыс. руб. дороже".
По словам Сергиенко, сейчас в правительстве готовятся технические регламенты, которые определят порядок перехода на новые стандарты: с 2009 года будет необходимо производить бензин не ниже "Евро-3", с 2010-го - "Евро-4", а с 2014-го - "Евро-5". Однако при этом не будет запрещен оборот и старого бензина - у страны огромные стратегические резервы такого топлива, которые тоже надо как-то реализовывать.
Как бы то ни было, нефтепереработчикам, у которых нет 0,5 млрд. долларов на модернизацию, остается надеяться только на вечную волокиту в правительстве - техрегламент о бензине ходит по ведомственным кабинетам уже два года. У потребителей же другая забота: если дешевый бензин будет дефицитным, цена на него взлетит.
|