Психологи пытаются разгадать мысли младенцев
Эксперимент по изучению мозговой деятельности младенцев показал, что у новорожденных активизированы зачатки умственных способностей.
В течение десятилетий ученые применяют различные технологии для сканирования мозга, чтобы выяснить, какие области активны в состоянии целенаправленной умственной работы, периодов отдыха и сна.
Исследование Питера Франссона с коллегами из Королевского института в Стокгольме (Швеция), обнаружило в мозгу ребенка в состоянии покоя активность, помогающую узнавать мать и пищу. Направленной умственной деятельности, характерной для периодов бодрствования и занятия каким-либо делом, выявлено не было.
Работа, изданная в прошлом году англо-голландской командой исследователей, показала, что в мозгу взрослого человека всегда активны приблизительно 10 областей, которые скоординированы и синхронизованы в правом и левом полушариях. Активными всегда остаются области, ответственные за зрение и слух. Обследование 12 младенцев показало, что умственная напряженность в моменты отдыха была далека от покоя, но сильно зашумлена активностью разных участков мозга. Об этом ученые сообщили на слушаниях Национальной академии наук.
"В целом, нами было обнаружено пять сетей непосредственной мозговой деятельности, - сказал доктор Франссон. - Мозг новорожденного далек от состояния полного покоя. Мы нашли, что электрические сигналы сетей во время отдыха охватывают мозговые области, вовлеченные в слушание, видение и моторику - все то, что наблюдается и у взрослых. Интуитивно было понятно, что так и должно быть: ребенок с рождения распознает голос и лицо матери и ищет ее грудь для кормления".
Интересной оказалась активность мозга в сетях, связанных с познавательной функцией, которая у взрослых проявляется в процессах рефлексии, самоанализа, мысленного моделирования будущего, эпизодической памяти и создании собственного мнения. Младенцы демонстрировали ту же самую активность умственной деятельности в состоянии отдыха, что и взрослые в период бездеятельного размышления.
Доктор Франссон считает, что следует подробнее изучать эту познавательную активность мозга у младенцев с целью выявления на ранней стадии развития известных умственных расстройств: аутизма, шизофрении, синдрома гиперактивности с нарушением внимания ADHD и других отклонений от нормы.
Уровень активности в мозгу младенцев оказался таким же высоким, как у взрослых. Мозг, на который приходится примерно 2% от веса тела, потребляет 20% энергии.
|